Как решить проблему завышенной кадастровая стоимость земельного участка

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка в 2021 году

Время чтения: 7 минут

Неоправданное завышение цены земли по кадастру приобрело массовый характер в России. Для граждан, которым приходится платить завышенный земельный налог, единственный выход – оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. Процессуально у владельца есть несколько вариантов обжалования результатов, но оно имеет смысл лишь тогда, когда они значительно превышают рыночную цену объекта. Стоит знать, кто и в каком порядке может оспорить кадастровую стоимость, в чем заключаются особенности процедуры и как выглядят образцы документов.

Понятие кадастровой стоимости

В соответствии со ст. 3 , кадастровая стоимость (КС), – это величина, которая устанавливается в целях налогообложения.

Владельцев земли беспокоит вопрос, почему кадастровая стоимость земли выше рыночной. Эта разница обусловлена методикой ее вычисления.

Государственная кадастровая оценка (ГКО) проводится методами массового оценивания, без учета индивидуальных характеристик объектов и иных важных ценообразующих факторов.

При определении КС единый коэффициент для целого кадастрового квартала умножается на площадь каждого участка, что в итоге завышает цену большинства объектов.

В законе объясняется, что делать, если завышена кадастровая стоимость земли. Однако прежде чем подробно обсудить процесс оспаривания заинтересованными лицами результатов ГКО, следует разобраться, почему может возникнуть такая необходимость. Дело в том, что КС выступает в качестве налоговой базы по земельному и другим налогам.

Процедура требует привлечения лицензированных специалистов для получения объективной цены, так как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно не получится.

Узнайте подробнее, что такое кадастровая оценка земли.

Чем объясняется увеличение КС

Не чаще, чем каждые 3 года результаты государственной кадастровой оценки могут быть пересмотрены по итогам процедуры определения цены объекта. В подавляющем большинстве случаев такая переоценка повышает КС, после чего местный орган власти публикует на открытых ресурсах приказ об изменении кадастровой стоимости земли. В итоге повышается приток налогов.

Из-за несовершенства ГКО ее результаты часто являются завышенными, что приводит к массовым жалобам со стороны собственников.

Органы власти вынуждены были принять меры: в соответствии со ст. 19  действует мораторий на повышение КС до 2021 года. Действительной признается КС, установленная на 01.01.2014 либо позже, если она определялась впервые или если по результатам новой ГКО цена была снижена.

Это не исключает право на оспаривание, если, например, завышенная кадастровая стоимость земельного участка была установлена и по результатам 2021 года.

В то же время есть объективные причины роста КС, например, изменение вида разрешенного использования, категории земли, увеличение площади участка и так далее.

Узнайте, в каких случаях возможно увеличение кадастровой стоимости земель.

Внесудебный и судебный порядок оспаривания КС

Положения ст. 22 ФЗ № 237 исчерпывающим образом объясняют, как оспорить кадастровую стоимость земельного участка. Для этого у заинтересованного лица есть два варианта: внесудебный и судебный порядок обжалования результатов ГКО.

Внесудебный порядок предполагает обращение с жалобой в специализированную комиссию при местном управлении Росреестра, процедура судебного обжалования – в суд общей юрисдикции. Предметом последней может быть как решение профильной комиссии, так и сами результаты ГКО.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка включает следующие этапы:

  1. Определение КС. Если этот параметр был установлен по результатам ГКО, он содержится в ЕГРН. Узнать его можно из нескольких источников:
  • ;
  • ;
  • ;
  • «.
  1. Проведение экспертизы. Ее поручают частным оценщикам. Если результаты отличаются от КС минимум на 10%, есть смысл оспорить результаты ГКО.
  2. Подача претензии в комиссию при Росреестре. Заявление составляется в свободной форме. Комиссия по оценке кадастровой стоимости проводит заседание в месячный срок с момента приема заявления. Если по результатам заседания заявка отклоняется, заинтересованное лицо вправе оспорить это в суде.
  3. Подача заявления в суд. Заявителю рекомендуется участвовать в заседании. Для получения положительного решения следует иметь на руках отчет авторитетного оценщика. Сложившаяся в России судебная практика позволяет сделать вывод: если результат частной оценки отличается от КС на 15% и более, суды проводят собственную экспертизу.
  4. Внесение измененных сведений в реестр. Если суд удовлетворит иск, он обяжет Росреестр внести новые данные в ЕГРН.

Узнайте больше о том, как правильно организовать оспаривание кадастровой стоимости недвижимости.

Кто может оспорить результаты ГКО

О том, как уменьшить кадастровую стоимость земли физическому лицу, могут задумываться не только собственники участков. Согласно ст. 22 ФЗ № 237, правом на обжалование обладают:

  • любые физические лица и организации, если результаты ГКО затрагивают их интересы, в том числе ущемляют права и порождают дополнительные необоснованные обязательства;
  • органы государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов, находящихся в их собственности;
  • органы власти городов федерального значения (Москвы, СПб, Севастополя) в отношении земли, не находящейся в их собственности, но расположенной в их пределах, если процедура обжалования со стороны владельца такого участка привела к установлению в качестве КС рыночной цены.

Любой из указанных субъектов вправе лично обратиться в комиссию или суд либо направить уполномоченных представителей по доверенности.

Основания для обжалования результатов ГКО

ФЗ № 237 не устанавливает конкретных оснований и причин инициирования процедуры обжалования. Задаваясь вопросом, как опротестовать кадастровую стоимость земельного участка, заинтересованное лицо, исходя из логики закона, должно в первую очередь руководствоваться фактами нарушения своих прав и законных интересов.

В то же время законодательство РФ определяет конкретные процессуальные основания, при наличии которых заинтересованные лица или организации могут подавать жалобу на результаты ГКО.

В соответствии со ст. 248 , пересмотр кадастровой стоимости земельных участков возможен в двух случаях:

  1. Обнаружение недостоверности данных, использованных при проведении ГКО. Например, если оценщик использовал неправильную площадь или иной вид разрешенного использования.
  2. Установление иной рыночной стоимости в отношении объекта на дату определения результатов ГКО.

Возникновение этих обстоятельств должно подтверждаться результатами экспертизы, а в случае установления рыночной стоимости – отчетом об оценке.

Обратите внимание, что снижение кадастровой стоимости земли не последует автоматически по факту составления таких отчетов и экспертиз. Оценочный документ является лишь основанием для обращения в компетентные органы.

Заказывая отчет, следует обращаться к компетентному и авторитетному оценщику. Услуга сомнительного качества повлечет отказ в снижении КС.

Практика оспаривания результатов ГКО в 2017-18 годах

В последние годы землевладельцы не раз задавались вопросом, можно ли оспорить кадастровую стоимость земельного участка сразу в суде, не обращаясь в комиссию при Росреестре. Это связано с тем, что внесудебная процедура неоднократно демонстрировала свою неэффективность – комиссии отклоняли подавляющее число обращений.

И все же до недавнего времени внесудебный порядок был обязательным. Заявители обращались сначала в Росреестр, после чего могли обжаловать решение комиссии в арбитражном суде.

Внесенные в законодательство изменения упростили уменьшение кадастровой стоимости земельного участка:

  • из процедуры была исключена необходимость досудебного обжалования, заявление может подаваться сразу в суд;
  • компетенции по рассмотрению подобных дел перешли от арбитражных судов в суды общей юрисдикции, что значительно упростило процедуру подачи жалобы.

Однако, по мнению юристов, механизм оспаривания через суды общей юрисдикции показал свою неэффективность, где плюсы, полученные от изменения подведомственности, нивелированы непрофессионализмом судей, которые поверхностно рассматривают подобные споры.

Имеет ли арендатор участка право на обжалование результатов ГКО

Закон не ограничивает право на обжалование исключительно собственниками земельных участков. В соответствии со ст. 22 ФЗ № 237, такая возможность есть у любого лица, чьи права, обязанности и законные интересы затронуты результатами ГКО.

Как упоминалось выше, высокая кадастровая стоимость увеличивает размер земельного налога.

Хотя арендатор, согласно ст. 388 НК, не является плательщиком этого типа сборов, он может стать заинтересованным лицом, например, когда размер КС влияет на арендную плату.

Это касается случаев найма земли у государства или определения стоимости аренды исходя из размера земельного налога.

Если участок находится в частной собственности, владелец должен одобрить обжалование КС арендатором в письменном виде. Это связано с тем, что размер арендной платы по результатам оспаривания может уменьшиться (п. 6 ).

Особенности судебного порядка оспаривания КС

Обжалование кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке предполагает привлечение к процессу административного ответчика. Кто им является, зависит от сути жалобы:

  • по делам об установлении КС в размере рыночной стоимости – государственный или муниципальный орган власти, утвердивший результаты ГКО;
  • по делам об оспаривании КС в связи с использованием при ГКО недостоверных сведений – также привлекается орган, на который возлагается исправление ошибки;
  • по делам, где изменение кадастровой стоимости земли в суде запрошено в отношении вновь учтенных объектов недвижимости – Росреестр;
  • по делам об оспаривании решений комиссии при Росреестре – привлекаются представители комиссии и Росреестра.

Для таких дел устанавливается специальный срок исковой давности – результаты ГКО можно обжаловать на протяжении 3-5 лет с момента их утверждения, но только до принятия новых результатов ГКО на основании плановой переоценки КС.

Если суд удовлетворит требование заявителя и бланк судебного решения вступит в силу, оно будет направлено в орган власти, который обязан утвердить новую КС. Далее решение перенаправляется в Росреестр, который должен внести в ЕГРН измененные данные.

Иск о пересмотре КС

Обращение в суд оформляется административным иском, содержание которого зависит от сути претензий и основания обжалования. Самое распространенное – это установление КС в размере рыночной стоимости.

Образец искового заявления о снижении кадастровой стоимости земли в этом случае должен соответствовать требованиям ст. 125 РФ и содержать:

  • наименование суда, истца и ответчика: органа государственной власти и, при необходимости, Росреестра;
  • описание сложившейся ситуации;
  • обстоятельства, обосновывающие требование: соотношение установленной КС и рыночной цены, определенной независимым оценщиком;
  • сведения об обращении в комиссию, реквизиты принятого ею решения;
  • обоснование претензии к результату определения КС;
  • описание прав, нарушенных в результате оценки, например, завышенные суммы налога;
  • перечень приложенных документов.

Желательно заранее посмотреть и скачать образец административного иска.

Пакет документов

Документы для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка подаются вместе с исковым заявлением в том же количестве – 1 комплект для суда и по 1 для каждого из ответчиков.

Минимальный пакет документов состоит из:

  • выписки из ЕГРН с указанием оспариваемой кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенной копии правоустанавливающего (договор купли-продажи, аренды) или иного документа, подтверждающего заинтересованность истца;
  • экспертизы, подтверждающей недостоверность использованных сведений, или отчета об оценке с указанием рыночной стоимости;
  • квитанции об уплате госпошлины;
  • доверенности, если обращается представитель.

Проведение переоценки КС

Выискивая пути, как снизить кадастровую стоимость земельного участка, следует учитывать, что орган власти обязан регулярно проводить переоценку КС. В соответствии со ст. 11 ФЗ № 237, руководство субъекта РФ должно принимать решение о проведении оценочных мероприятий не реже раза в 5 лет, но и не чаще, чем каждые 3 года (для СПб, Москвы и Севастополя – не чаще раза в 2 года).

Напоминаем: если такое решение принято в 2018-2021 годах, органы власти не могут пересчитать кадастровую стоимость участка в большую сторону, поскольку до 2021 года действует мораторий на повышение КС. Заинтересованные лица могут этим воспользоваться.

Предположим, если первоначальная ГКО была проведена в 2021 году, крайний срок переоценки – 2021 год.

При этом органы власти ограничены в своих возможностях. Поскольку повысить КС они не могут, им придется либо пойти на понижение кадастровой стоимости земли, либо оставить действующими результаты оценки 2021 года.

Узнайте подробнее, как проводится переоценка кадастровой стоимости земельного участка.

Заключение

Кадастровая стоимость определяется в целях налогообложения. Поскольку в этом случае применяются методы массовой оценки, КС часто оказывается завышенной, что затрагивает интересы владельцев и других лиц. Они имеют право оспорить КС во внесудебном порядке путем обращения в комиссию при Росреестре или в суде общей юрисдикции на основании административного иска.

Основанием для подачи иска может быть обнаружение ошибки при расчете КС либо определение иной рыночной стоимости участка. Ответчиком по таким искам является орган власти, утверждающий КС, Росреестр или комиссия при нем. Это зависит от сути жалобы и стратегии заявителя.

Как уменьшить земельный налог?

Размер налога за земельный участок можно уменьшить путем оспаривания кадастровой стоимости земли.

Наличие в собственности земельного участка влечет обязанность платить за него налог. Его размер зависит от кадастровой стоимости надела. Но часто завышенная кадастровая стоимость влечет расчет необоснованно высокого налога. Узнайте, как уменьшить земельный налог, из нашей статьи.

Как оспорить кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость можно двумя способами: в комиссии и в суде. При этом уменьшение кадастровой стоимости может быть за счет изменения вида разрешенного пользования или оспаривания отчета по кадастровой оценке участка до утверждения кадастровой стоимости.

Чтобы оспорить кадастровую стоимость, можно воспользоваться удобным способом:

Способы оспаривания кадастровой стоимости земли

Рассмотрим вариант снижения налога за счет уравнивания кадастровой и рыночной стоимости участка.

Кадастровая стоимость земельного участка

Цена земли оценивается в двух аспектах: с ракурсов рыночной и кадастровой стоимости. Рыночная стоимость отображает ценность участка на рынке недвижимости, определяется продавцом и покупателем при выставлении на продажу. Кадастровая стоимость – величина, определяемая государством на основе оценки земли. Теоретически обе стоимости земельных наделов должны совпадать, но на практике они могут различаться во много раз.

Рыночная стоимость зависит от качественных характеристик земли: площадь, размер, вид разрешенного пользования, категория земель, наличие построек, качество почвы. Государству не важны эти условия, оценщик составляет отчет без осмотра участка на местности, поэтому разница в кадастровой стоимости несопоставимых земель может серьезно различаться.

Чтобы узнать кадастровую стоимость своего участка, можно запросить сведения в специализированном ресурсе https://rosreestr.net/uznat-kadastrovuyu-stoimost-nedvijimosti или воспользоваться публичной кадастровой картой https://rosreestr.net/kadastrovaya-karta.

Введите в строку поиска адрес земельного участка или его кадастровый номер, на экране отобразится краткая информация по объекту.

Выписка из ЕГРН

На публичной кадастровой карте можно найти земельный участок вручную.

Публичная кадастровая карта

Для оспаривания вам понадобятся сведения о площади участка, его назначении, размере кадастровой стоимости и дате ее установления. Подробная инструкция по использованию ресурса по этой ссылке: https://rosreestr.net/info/kak-poluchit-vypisku-iz-egrp

Разобраться в адекватности установленной кадастровой стоимости легко: поиск аналогичных участков в этом районе по схожим параметрам покажет, насколько завышена цена вашей земли. О росте кадастровой стоимости также скажут налоговые уведомления, если в последние пару лет вы платили больший налог.

Прежде чем начать процедуру оспаривания кадастровой стоимости участка, мысленно оцените вероятную выгоду и возможные расходы. Сравните установленный сейчас налог с тем, который вы планируете платить в будущем после оспаривания, сравните разницу в размере налогов с расходами, которые требуется понести на оценку участка. Если на оспаривание кадастровой стоимости следует потратить больше, чем вы планируете сэкономить – смысла затевать спор нет. Во всех остальных случаях можно попробовать. При удачном исходе вы начнете платить сниженный налог, начиная с налогового периода, в течение которого было подано заявление.

Важно! Вероятно, что кадастровую стоимость участка придется оспаривать не раз: государство пересматривает кадастровую стоимость каждые пять лет, в Москве и Санкт-Петербурге – каждые 2 года, в регионах – раз в три года.

Где оспаривать кадастровую стоимость земельного участка?

Существует два органа по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости – суд и комиссия при Росреестре. Юридические лица обращаются в комиссию, если кадастровая стоимость земли установлена раньше 2021 года, если после – можно сразу обратиться в суд. Граждане могут подать заявление в суд, но также не лишены права обратиться сначала в комиссию. В случае отказа в удовлетворении заявления, решение комиссии можно обжаловать в суде. В случае оспаривания кадастровой стоимости земли, находящейся в аренде, заявителем может быть не только собственник, но и арендатор – для него будет снижена арендная плата за участок.

Документы для оспаривания кадастровой стоимости земли

1. Отчет оценщика

Для процедуры оспаривания большое значение имеет отчет независимого оценщика. Его можно заказать в саморегулируемой организации оценщиков, застраховавших свою ответственность. Выбрать хорошего оценщика можно путем ознакомления с решениями комиссии на сайте Росреестра: в тексте документов будет видно, чьи отчеты составлены безупречно и помогают решить вопрос с переоценкой стоимости земли.

Важно, чтобы дата определения рыночной стоимости земли совпадала с датой определения кадастровой стоимости, иначе вам могут отказать в удовлетворении заявления. Обязательно проверьте сведения о собственнике и характеристики участка: в случаях опечаток придется заказывать новый отчет.

2. Экспертиза отчета

Этот этап будет обязательным в случае расхождения кадастровой и рыночной стоимости более, чем на 30%. При обращении в суд без подачи заявления в комиссию при Росреестре экспертизу можно не проводить.

3. Справка о кадастровой стоимости

Вы можете заказать выписку на сайте https://rosreestr.net, подробная инструкция о получении справки здесь: https://rosreestr.net/info/kak-poluchit-vypisku-iz-egrp

Справка о кадастровой стоимости объекта

4. Документы на земельный участок

Собственник земли предоставляет право собственности на землю либо выписку из ЕГРН, арендатор – договор аренды участка.

5. Заявление

Вы должны написать о том, что не согласны с установленной на сегодняшний день кадастровой стоимостью участка, поэтому хотите ее изменить. Для комиссии составляется заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в суд подается исковое заявление, которое будет рассмотрено в порядке административного судопроизводства. Суд рассмотрит ваше заявление в течение двух месяцев, в случае необходимости назначения экспертизы отчета об оценке земли срок может увеличиться.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Государственная кадастровая оценка — это совокупность действий, которая включает в себя:

— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

— определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

— экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;

— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается по специальной формуле и определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Результатом государственной кадастровой оценки становится определение кадастровой стоимости земельного участка.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

1) путем обращения в суд;

2) при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка осуществляется в порядке, который определен ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспорить результаты кадастровой стоимости могут физические лица в случае, если кадастровая стоимость затрагивает их права и обязанности.

Предварительное обращение физических лиц в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным условием для обращения в суд.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

— кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

— отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления на рассмотрение.

Кадастровая стоимость 2021 — по новым правилам

С 2021 года введен единый подход к применению кадастровой стоимости для объектов налогообложения недвижимого имущества.

Этот подход распространяется на все виды недвижимости и охватывает три вида налога: налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физлиц.

Для тех, кто следит за законодательством: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внес поправки в п.2 ст.375 и п.15 ст. 378.2 НК РФ.

Признание кадастровой стоимости в качестве налоговой базы претерпело три ключевых изменения и стало унифицированным для всех видов недвижимости, налогообложение которой производим исходя из кадастровой стоимости.

Запись в реестре – это главное

В качестве налоговой базы может применяться только кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН).

До 1 января 2021 года из-за возможности проведения индивидуальной оценки в этом вопросе был полный хаос: кадастровая стоимость устанавливалась, затем корректировалась в сторону уменьшения по решению комиссии или суда, муниципалитеты, заинтересованные в наполнении бюджета, привлекали альтернативного оценщика и направляли ходатайства в суд о пересмотре кадастровой стоимости, принятой комиссией.

Налоговые органы, проверяя уточненные декларации, изучали документы и собирали сведения — подлинность решений комиссий по пересмотру стоимости, даты их вступления в силу, были ли результаты пересмотрены муниципалитетами и т.д. Масса судебных разбирательств регорганов с собственниками, с третьими лицами, споры по налогу на имущество налоговиков и налогоплательщиков. Вал документов и полная неразбериха.

И вот теперь в вопросе определения налоговой базы недвижимого имущества поставлена точка. Законодательно закреплен основной источник сведений о кадастровой стоимости – информационный ресурс ЕГРН.

Кадастровая стоимость изменилась – когда признаем?

С 1 января 2021 года период, с которого действует уточненная кадастровая стоимость, зависит от причины ее изменения.

1. Если изменились качественные или количественные характеристики объекта, а именно – уточнили площадь объекта или его назначение, изменился вид разрешенного использования земельного участка, перевели земли из одной категорию в другую — уточненная кадастровая стоимость признается для налогообложения со дня внесения сведений в ЕГРН.  А не со следующего налогового периода, как было ранее.

Для расчета налога объект налогообложения определяем так: за полные месяцы — с начала года до внесения записи в ЕГРН – принимаем сумму по прежней кадастровой стоимости, за полные месяцы — с даты изменения и до конца года – по уточненной.

2. Если изменения кадастровой стоимости произошли из-за технической ошибки в сведениях ЕГРН, или в результате ее пересмотра на комиссии при Росреестре, или обжалования в суде – уточенная кадастровая стоимость- после внесения верных сведений в ЕГРН — может быть применена за весь период , когда применялась ошибочная ( а потом оспоренная вами) кадастровая стоимость.

Это значит, что можно пересчитать и вернуть налоги и за предыдущие годы. Но есть нюанс.

Оспаривание и особенности ретроприменения

Как было раньше: Если вы не согласны с кадастровой стоимостью — можно было применить индивидуальную рыночную стоимость — привлечь оценщика, пойти за решением в комиссию при Росреестре или в суд. Измененная кадастровая стоимость могла быть использована начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. 

А как быть с предыдущими периодами? Если вы не успели подать заявление, не было отчета оценщика об оспаривании, или вы не успели по каким-то иным причинам?

С 1 января 2021 год это правило изменено: если вам удалось оспорить кадастровую стоимость по решению комиссии или суда или она изменена Росреестром вследствие исправления ошибок или недостоверных сведений —  вновь установленная кадастровая стоимость может быть применена за все периоды, в которые применялась ошибочная кадастровая стоимость.

Но важно! По закону перерасчет возможен только в случае, если решение об изменении кадастровой стоимости будет принято после 1 января 2021 года. Это относится и к искам, поданным до 1 января 2021 года.

При выполнении требований об оспаривании вы сможете вернуть деньги за 2015-2918 годы.

Помним, что заявление о зачете или возврате налога можно подать не позднее трех лет со дня его уплаты.

Пленум ВС РФ против закона, или есть ли теперь право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Данная заметка написана в развитие курса «Проблемы государственной кадастровой оценки недвижимости», который читаю в магистратуре на Юридическом факультете СПбГУ. Она и последующие заметки из этой серии призваны оставить часть проблем на самостоятельный анализ студентам, а также предложить проблематику кадастровой оценки к обсуждению всем заинтересованным.

Могу ли я в 2021 году оспорить архивную кадастровую стоимость, применявшуюся до 2021 года, с учетом того, что теперь эффект оспаривания распространяется на все прошлое время с момента начала применения оспоренной кадастровой стоимости, а не только с 1 января года, когда было подано заявление об оспаривании? Разберемся.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

При утверждении очередных результатов государственной кадастровой оценки Росреестр заменяет в ЕГРН прежнее значение кадастровой стоимости на новое. Прежнее значение становится архивной кадастровой стоимостью. При этом у налогоплательщика и иных лиц может сохраняться интерес в оспаривании архивной кадастровой стоимости, например, в связи с тем, что она продолжает применяться в качестве базы для расчета налога в том году, в котором утверждены новые результаты кадастровой оценки, вступающие в силу лишь на следующий год. В этой связи возникает вопрос, вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость и привести ее в соответствие с рыночной?

Согласно ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности

«заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, Закон об оценочной деятельности запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости, однако делает это только применительно к административному порядку оспаривания через комиссию.

В этой связи Верховный Суд РФ в п. 14 Постановления Пленума от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что 

«требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Иными словами, оспорить кадастровую стоимость можно, если сохраняется интерес в пересмотре. Согласно ч. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об оспаривании. В этой связи разъяснение Верховного Суда РФ было воспринято судебной практикой в том смысле, что если налогоплательщик подает заявление об оспаривании в течение года, пока применяется значение архивной кадастровой стоимости (например, в 2021 году), то он имеет право на оспаривание, поскольку результатом оспаривания будет замена архивной кадастровой стоимости на рыночную с 1 января 2021 года, и рыночная будет применяться, по крайней мере в течение 2021 года. Если же в 2021 году архивная кадастровая стоимость заменена на новую, а с заявлением об оспаривании архивной стоимости налогоплательщик обращается только в 2021 году, то у него нет права на такое оспаривание, поскольку с 1 января 2021 года архивная кадастровая стоимость уже не применяется, поэтому ее замена на рыночную никак не защитит интересы налогоплательщика.

При этом разъяснение, предложенное Верховным Судом РФ, не противоречит закону, если принять, что оно адресовано судам, а не комиссиям, поскольку норма ч. 10 ст. 24.18 Закон об оценочной деятельности ограничивает право на оспаривание архивной кадастровой стоимости только в комиссии, но не в суде.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Во-первых, в связи с изменением ст.ст. 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется ретроспективно уже не с 1 января года, в котором было подано заявление об оспаривании, а с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости. Иными словами, действует полная ретроспективность.

Во-вторых, принят Закон о кадастровой оценке, в соответствии с 22 статьей которого:

«заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона».

Таким образом, теперь норма закона, запрещающая оспаривание архивной кадастровой стоимости, касается как административного, так и судебного порядка оспаривания.

В этой связи возникает несколько важных вопросов:

1. Следует ли признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости и в условиях действующего закона о кадастровой оценке?

Да, безусловно. Пока кадастровая стоимость применяется для целей расчета налогов или в иных целях, заинтересованному лицу должно быть предоставлено право ее оспорить (исходя из общего права на судебную защиту). Дополнительные аргументы состоят в том, что дата внесения новой кадастровой стоимости в ЕГРН – это случайная дата, а возможность защиты прав не может зависеть от случайности. Во-вторых, при противоположном подходе не исключается риск злоупотребления со стороны органа власти субъекта РФ, в рамках которого акт об утверждении новых результатов кадастровой оценки принимается в начале года и тем самым закрывается возможность для оспаривания КС на протяжении всего этого года.

2. Готовы ли будут суды применять разъяснение Верховного Суда РФ контр легем?

Иными словами, готовы ли будут суды признать право на оспаривание архивной кадастровой стоимости несмотря на то, что Закон о кадастровой оценке это прямо запрещает? Ответ на этот вопрос зависит скорее от мировоззрения, поэтому лишь выскажу предположение, что суды будут достаточно смелы для того, чтобы правильно истолковать Закон о кадастровой оценке и сохранить право на оспаривание архивной кадастровой стоимости.

Дополнительным аргументом в пользу этого вывода служит то, что п. 3 ст. 245 КАС РФ содержит норму, аналогичную ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке, которая по своему буквальному тексту запрещает оспаривание архивной кадастровой стоимости. Однако это не мешает судам на настоящий момент закрыать на нее глаза (и правильно!) и руквоводствоваться разъяснением Верховного Суда РФ.

3. В течение какого срока налогоплательщик сохраняет право на оспаривание архивной кадастровой стоимости?

Поскольку теперь при оспаривании кадастровой стоимости действует полная ретроспективность нового значения кадастровой стоимости, возникает проблема временных пределов оспаривания архивной кадастровой стоимости. Допустим, кадастровая стоимость применялась с 2021 по 2021 год. В 2021 году утверждено новое значение кадастровой стоимости, которое начало применяться с 2021 года. Вправе ли налогоплательщик оспорить архивную кадастровую стоимость, например, в 2021 году, поскольку он вправе претендовать на применение нового значения архивной кадастровой стоимости с самого начала ее применения, то есть с 2021 года?

Нет, поскольку это вносит в содержание налоговых (и прочих) обязательств неопределенность, которой нет конца. Нет такого момента, когда бы мы могли сказать, что содержание налогового обязательства окончательно сформировано. А с этим связан неопределенность налоговых доходов бюджетов, невозможность обеспечить сбалансированность бюджета и т.д.

Возможно, право на оспаривание следует ограничить 3-хлетним периодом с момента оплаты налога, который отводится налогоплательщику для возврата излишне оплаченных налогов (п. 7 ст. 78 НК РФ)? Тогда если на момент вынесения решения по заявлению об оспаривании кадастровой стоимости у налогоплательщика сохраняется право требовать возврата излишне уплаченного налога, исчисленного исходя из оспоренной кадастровой стоимости, то суд может удовлетворить соответствующее заявление, в противном случае должен отказать. Однако, в судебном порядке налогоплательщик вправе требовать возврата налога в течение 3-х лет не с момента оплаты, а с момента, когда он узнал о нарушении своих прав. Если принять, что о нарушении своих прав налогоплательщик узнал с момента оспаривания кадастровой стоимости, то это означает, что он всегда получит право требовать возврата излишне оплаченного налога, а следовательно, временные пределы оспаривания вновь окажутся безграничными.

С учетом изложенного выдвину тезис, что право на оспаривание архивной кадастровой стоимости налогоплательщик имеет лишь до тех пор, пока такая архивная кадастровая стоимость продолжает применяться. То есть в приведенном примере, когда архивная кадастровая стоимость применялась с 2021 по 2021 год, ее оспаривание возможно лишь до конца 2021 года. Если налогоплательщик обращается в 2021 году, то в принятии заявления должно быть отказано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: