Облагаются ли по закону коммунальные платежи НДС

НДС и услуги ЖКХ: облагаются ли налогом коммунальные услуги

Вопрос, облагаются ли коммунальные услуги НДС, является актуальным для плательщиков и потребителей. Согласно нормативам НК, ЖКХ освобождаются от внесения сбора. При этом появляется вопрос, как уплачивается сбор, если управляющая компания работает на УСН, каким будет сбор при перевыставлении платежей арендатору.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

НДС – один из сборов, которым многие платежи облагаются – к таким относят покупку продуктов, некоторые работы. Сбор имеет значительное влияние на формирование бюджета страны, суть оплаты отражается в названии сбора – плательщик вносит процент с той цены, которая была добавлена продавцом дополнительно к себестоимости.

Согласно существующим законам, взнос рассчитывается и оплачивается производителем, продавцом, а также ИП. Согласно нормам законодательства, квартплата не включает НДС. Однако при ответе на вопрос, нужно ли платить НДС или нет, важно учесть, что
правило применимо, если услуги предоставляются товариществами собственников имущества, управляющими организациями и иными специализированными кооперативами.

Можно сделать вывод, что сбор не перечисляется при предоставлении работ управляющей компанией по той цене, которая соответствует показателям приобретения у компаний коммунального комплекса, поставщиков газа и электроэнергии. Не требуется выплачивать
налог на работы, имеющие связь с поддержанием недвижимости в хорошем состоянии, проведением ремонтных работ.

Если компания, которая предоставляет работы по содержанию помещений, используют упрощенный режим, не вносит НДС, то ей требуется обратиться в соответствующие органы, чтобы указывать тарифы, не включая эту выплату.

Что понимается под коммунальными платежами

В ЖКХ – оплату включаются взносы за содержание жилищной площади, ее ремонт, поддержание в хорошем состоянии. Также оплата включает работы, которые организуются в составленном договоре управления. Также жителям здания требуется вносить плату за воду, газ, отопление, что входит в оплату квартиры.

Есть и другие платежи – за работы, которые представляются не ЖКХ, а сторонними организациями, заключившими соглашение с владельцами недвижимого имущества. К таким услугам относят телевидение, интернет и т.д.

К работам относят, в том числе облагораживание участков возле дома, транспортировку мусора, уборку на придомовой территории, поддержание безопасности дома и пространства возле него, выполнение планового или внепланового ремонта. При расчете учитываются тарифы, установленные региональными органами власти.

НДС при перевыставлении коммунальных платежей арендатору

Популярен вопрос, как рассчитывать НДС на коммунальные услуги, если организация на ОСН сдает в аренду недвижимость, не предназначенную для жилья, при этом по договору организации возмещаются платежи. Чтобы определить возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость, нужно изучить положения НК РФ.

Согласно статье 146 НК РФ, облагаются НДС товары или работы, реализованные в РФ. Согласно статье 39, реализацией товаров или работ признается передача на возмездной основе права собственности на товары. При выполнении операций по продаже плательщики сбора выставляют счета-фактуры.

Так как организация не реализует работы ЖКХ арендатору, по мнению экспертов, выставление счета-фактуры по данной услуге не требуется, и возмещение расходов арендодателя по уплате взносов не будет реализацией. Важно, что сумма возмещения по этим платежам не считается доходом, выручки лицо не имеет от данных операций. Поэтому процедура не облагается взносом.

На практике могут быть оформлены разные варианты арендных отношений. Согласно законам, арендатор должен поддерживать состояние недвижимого имущества, выполнять ремонтные работы, оплачивать содержание помещения. Расходы на услуги ЖКХ являются убытками на обеспечение деятельности арендатора и вносятся за его счет.

Формирование цены на ЖКУ

Вопрос, из чего складывается цена на ЖКУ с НДС, что является базой налогообложения, актуален для населения. В состав платежа ЖКХ включены услуги по содержанию и ремонту помещений, использование таких ресурсов, как вода, газ, электричество, а также
прочие позиции, например, интернет.

Плата за содержание помещений включает уборку во дворе, вывоз мусора, ремонтные работы, в том числе косметические, чистку помещений и т.д. При расчете оплаты чаще всего используются тарифы, установленные органами государственной власти.

В услуги входит подача воды, газа, электрической энергии, тепла, отведения воды. Тарифы представляют собой установленную стоимость за 1 единицу ресурса. Итоговая стоимость зависит от наличия или отсутствия счетчиков. Если учетных приборов нет,
плата за ресурс начисляется согласно нормативам, если они есть, учитывается показатель индивидуального потребления.

Квартплата: система налогообложения в соответствии со структурой

При расчете квартплаты популярен вопрос, облагаются ли НДС коммунальные взносы. Плата за использование жилого помещения включает внесение средств по ремонту здания, проведение капитальных изменений, отдельно происходит взнос по коммунальным платежам.

Согласно законам физические и юридические лица должны своевременно вносить плату за жилье. Для нанимателей и собственников жилья структура оплаты имеет различия. Взнос для нанимателей содержит плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные платежи.

Собственники обязаны оплачивать ремонт и содержание помещений, оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт. При этом не нужно внесение средств за наем.

Проблема, облагается ли НДС коммунальные платежи, часто встречается. Данный счет включает внесение средств за использование воды, электричества, газа и т.д.
Исполнителем коммунальных услуг может быть юрлицо с любой ОПФ
. Расчетный период для внесения средств составляет 1 месяц. Согласно НК, плата освобождается от налогообложения НДС. Реализация ремонтных работ общего имущества освобождается от внесения платежа.

НДС и коммунальные платежи

Многих потребителей интересует вопрос, облагаются ли НДС коммунальные платежи. В соответствии с нормами Налогового кодекса, предоставление услуг ЖКХ освобождено от обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако все мы оплачиваем тарифы с включенным НДС. Поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что понимается под коммунальными платежами

Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2022 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

  • электроэнергии;
  • снабжение водой;
  • устройство канализации;
  • обеспечение природным газом;
  • отопления;
  • вывоз твердых неопасных отходов.

Схема взаимодействия

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Законодательные нормы

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.


В результате стоимость КУ, которые получает потребитель от исполнителя, включает НДС, оплачиваемые в конечном счете потребителем.

Важно! В подобном ключе действует и норма, изложенная в пп. 30 п. 3 той же статьи НК РФ. В ней предписано освобождение от налогообложения работ по ремонту и содержанию совместного домового имущества управляющими структурами, если данные работы осуществили юрлица или ИП, заключившие с ними соответствующий договор. Однако доходы, получаемые этими лицами от этой деятельности, также подлежат обложению указанным налогом.

Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от НДС исполнение коммунальных услуг, различных работ по ремонту и содержанию домового имущества, осуществляемых непосредственно самими управляющими организациями, что вызывает недоумение у предпринимателей, занятых в данной хозяйственной сфере.

Услуги в ЖКХ облагаются НДС.

Позиция арбитражного суда

Подобный вывод подтверждает и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в Постановлении его Пленума от 2022 года.

В документе говорится, что если тариф утверждался государственным органом без учета НДС, то поставщик ресурсов, выполняя норму закона, имеет полное право предъявить покупателю, т.е. управляющей компании, дополнительно к определенной цене соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Если цена ресурсов будет определена регулирующим органом с добавлением НДС, то у организации, поставляющей ресурсы, нет никаких оснований выставлять покупателю сумму НДС сверх установленного тарифа.

Есть ли льгота

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

27 декабря 2022 года появилось письмо ФНС РФ N СД-19-3/197, в котором служба пояснила, что при приобретении КУ потребителями сумма НДС всегда учитывается в цене коммунальных услуг.

Подробнее о содержании письма расскажем сегодня.

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг

Цена коммунальных услуг

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Правила предоставления коммунальных услуг в 2017 году

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Планируемые изменения в нормативах потребления коммунальных услуг

НДС на коммунальные услуги

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Этот вывод поддерживает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 36 149 подписчикам

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Облагаются ли НДС коммунальные платежи

Статья акутальна на: Февраль 2022 г.

Оплата коммунальных услуг с течением времени становится для современных граждан все более и более актуальной проблемой и, в частности, это связано с тем, что они создают серьезную финансовую нагрузку.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В частности, достаточно часто люди стараются понять, облагаются ли коммунальные платежи НДС или нет.

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Формирование цены на ЖКУ

Состав стандартной оплаты коммунальных услуг включает в себя несколько ключевых взносов, а именно:

Плата за поддержание жилья в нормальном состоянии и проведение ремонтных работ включает в себя всевозможные работы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также ведение деятельности, связанной с содержанием и текущим ремонтом различного имущества, находящегося в общедомовой собственности.

Среди наиболее очевидных услуг этого рода стоит выделить:

  • облагораживание участков около дома;
  • вывоз мусора;
  • проведение уборки во дворах возле дома;
  • поддержание в безопасности и чистоте каких-либо общественно-полезных территорий;
  • проведение всевозможных ремонтных работ.

По факту же, руководствуясь частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса, в преимущественном большинстве случаев используются те тарифы, которые были установлены региональными органами власти отдельных субъектов.

Возможно ли выселение из квартиры за неуплату коммунальных платежей — читайте публикацию.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2022 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.

При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.

Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.

На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.

Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.

Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.

Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.

В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Оплата коммунальных через интернет банк

    Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.

    НДС на коммунальные услуги не платится

    НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

    Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.

    Уважаемый Олег Борисович !

    Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.

    Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.

    НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.

    Похожие вопросы

    юрист Лагутин Олег Николаевич:

    А что мешает вашему сыну или иному лицу по доверенности сходить в суд и получить заверенную копию определения — отнести ее приставам?

    юрист Абраменко Александр Юрьевич:

    Пишите жалобу в прокуратуру, можно по интернету через сайт прокуратуры. Жалоба должна содержать информацию о нарушении ваших прав. Обязательно указывайте свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные.

    адвокат Шук Павел Семенович:

    ВОПРОС: 1) обязан ли я везти им квитанцию (причем оплатил я через интернет-банк, и оригинала у меня нет — только распечатка). Если обязан, то на основании каких норм Закона?

    юридическая фирма Юридическое бюро «Скрепка»:

    Здравствуйте!Вы когда оплачивали через интернет банк указывали назначение платежа, то есть за что переводятся деньги?

    юрист Искендеров Эмиль Эльдарович:

    Добрый день. В ГИБДД обращайтесь. Если платеж не прошел — предъявляйте квитанцию

    Облагаются ли НДС коммунальные платежи в 2022 году?

    Статьи по теме

    Из статьи вы узнаете облагаются ли НДС коммунальные платежи и как рост НДС повлияет на них.

    Что понимается под коммунальными платежами

    В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

    Цена коммунальных услуг

    Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

    Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

    Организация коммунального комплекса

    Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

    Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

    Должна ли облагаться НДС деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД?

    С 1 января 2022 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

    Правомерность предъявления УО и ТСЖ к уплате суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа за КУ

    Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

    В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

    С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2022 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

    Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

    С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

    Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

    Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

    Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2022 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

    Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

    В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2022 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

    Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2022 г. № 72).

    Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.

    Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

    Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

    Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 2022 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

    Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

    С 2022 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

    Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

    Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

    Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

    Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

    • с 1 января 2022 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
    • с 1 июля 2022 года — на 2,4 процента.

    В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

    Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

    Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

    Оплатить услуги без комиссии можно:

    • в учреждениях ЖКХ
    • в банках, но узнайте, взимают комиссию или нет в конкретном банке.
    • на почте
    • с помощью банкомоматов

    »

    Следующая

    Коммунальные платежиКакие коммунальные платежи обязан платить собственник квартиры

    Правила применения коммунальных тарифов порядку обложения НДС не противоречат

    Игорь Зуйков, налоговый консультант, к. э. н.

    Журнал «Документы и комментарии» № 12, июнь 2012 г.

    Исчисление налога на добавленную стоимость при взимании платы за коммунальные услуги продолжает вызывать споры. Один из них ВАС РФ решил в комментируемом документе. Судьи подтвердили, что организация, реализующая услуги по тарифам, регулируемым государством, вправе предъявлять покупателям НДС сверх установленной цены, если налог не был включен в утвержденный тариф. (Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.12 № ВАС-13813/11)

    Скачать Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.12 № ВАС-13813/11

    Оказание услуг

    Неясность вызвана тем, что уполномоченный орган, устанавливающий тарифы на коммунальные услуги, в ряде случаев вправе не включать в них сумму НДС. Отсюда вопрос: можно ли взимать НДС сверх тарифа?

    Дело в том, что реализация коммунальных услуг гражданам у исполнителя таких услуг (управляющих организаций, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных (ЖСК) и иных специализированных потребительских кооперативов) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождена (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    В то же время реализация коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями исполнителям услуг и населению облагается НДС, поскольку для таких операций освобождение не предусмотрено, – в перечень, приведенный в статье 149 НК РФ, они не включены* 1.

    * 1 Это подтверждено в многочисленных письмах Минфина России: от 18.01.12 № 03-07-14/06, от 17.01.12 № 03-07-14/05 и др.

    Так как спор разгорелся вокруг пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам* 2, устанавливающего размеры платы за коммунальные услуги (отмены этого пункта потребовала компания – ресурсоснабжающая организация), приведем основные определения, необходимые для понимания рассматриваемого вопроса:

    * 2 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (далее – Правила № 307). Приводимые определения даны в пункте 3 Правил № 307.

    – коммунальные услуги – деятельность исполнителя по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

    – коммунальные ресурсы – холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

    – исполнитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы (исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы);

    – потребитель – гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    – ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

    – уполномоченные органы – органы местного самоуправления или государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Суть спора

    Компания – ресурсоснабжающая организация сочла, что оспариваемая норма (о расчетах с исполнителями услуг исходя из установленных тарифов) влечет для нее невозможность предъявления исполнителю коммунальных услуг в составе цены реализуемой тепловой энергии налога на добавленную стоимость. В том числе в случае, если этот налог не был включен в используемый при расчете утвержденный тариф.

    Заявитель указывает, что из-за действия данной нормы компания, исчисляя и уплачивая в федеральный бюджет сумму НДС, но не получая возмещения этой суммы от потребителя, фактически перечисляет в бюджет не налог на добавленную стоимость, а иной обязательный платеж. Это препятствует осуществлению предпринимательской деятельности и нарушает права компании.

    Противоположная сторона (представители Правительства РФ, ФНС России и Минфина России) с заявлением компании не согласилась, будучи убежденной в том, что оспариваемая норма не запрещает ресурсоснабжающей организации увеличивать тариф, который установлен без учета НДС, на сумму налога, что прямо предписано пунктом 1 статьи 168 НК РФ.

    Решение суда

    Арбитры в удовлетворении требования компании отказали, аргументировав это так.

    Из буквального содержания пункта 15 Правил № 307 следует, что он не регулирует вопросы налогообложения, а лишь предусматривает порядок определения размера платы за коммунальные услуги. И при этом устанавливает, что исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация) рассчитываются за приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями по тарифам, применяемым для расчета за коммунальные услуги с гражданами.

    Утверждение заявителя о том, что норма не позволяет предъявить покупателю ресурсов (ТСЖ, ЖСК, управляющей компании) НДС сверх тарифа (если налог в тариф не включен), признано неосновательным. Реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС. Значит, поставщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму налога. Если реализация ресурсов производится населению или приравненным к нему категориям потребителей – исполнителям коммунальных услуг по розничным ценам (тарифам), соответствующая сумма НДС включается в указанные цены без выделения суммы налога в расчетных документах* 3.

    * 3 Такие правила установлены в пунктах 1 и 6 статьи 168 НК РФ.

    Выводы суда

    Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса являются регулируемыми. К регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения относится и реализация тепловой энергии* 4.

    * 4 Это следует из положений пунктов 8, 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.04 № 210-ФЗ и подпункта «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.10 № 190-ФЗ.

    Арбитрами обращено внимание на то, что тарифы, применяемые ресурсоснабжающей организацией при расчетах за коммунальные ресурсы, устанавливаются регулирующими органами. При этом тарифы могут быть исчислены как с включением в них НДС, так и без него в зависимости от того, какому субъекту они адресованы.

    Вывод: оспариваемая норма не устанавливает правила по применению тарифа (с НДС или без него) для ресурсоснабжающей организации при реализации коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг. Следовательно, не может противоречить нормам налогового законодательства.

    То есть ВАС РФ в комментируемом документе разъяснил, что если уполномоченным органом тариф определен без НДС, то налог может быть предъявлен ресурсоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг дополнительно к регулируемой цене. Если же налог включен в тариф, то оснований добавления его к регулируемой цене нет. О недопустимости добавления НДС к тарифу, уже включающему налог на добавленную стоимость, Высший арбитражный суд РФ предостерегал и ранее, расценивая это как неосновательное обогащение ресурсоснабжающей организации (постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.11 № 72).

    Пример

    Вариант I

    Установленный уполномоченным органом тариф на коммунальные услуги рассчитан без НДС.

    Ресурсоснабжающая организация реализует ресурсы исполнителю, добавив к тарифу сумму налога.

    Исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания – коммерческая организация) обеспечивает жильцов коммунальными услугами. Плата за услуги вносится на расчетный счет исполнителя.

    За месяц стоимость приобретенных для оказания услуг коммунальных ресурсов составила 118 000 руб. (в том числе 100 000 руб. исходя из тарифа, 18 000 руб. – НДС, предъявленный сверх тарифа). Исполнитель предоставил потребителям (собственникам помещений в доме) коммунальные услуги на эту же сумму – 118 000 руб.

    Ресурсоснабжающая организация отразила реализацию следующими записями (предположим, сумма вычета по НДС у нее составила 13 000 руб.):

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
    – 118 000 руб. – реализованы коммунальные ресурсы управляющей компании – исполнителю коммунальных услуг;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
    КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    – 18 000 руб. (100 000 руб. х 18%) – начислен НДС с реализации;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
    – 118 000 руб. – получена оплата от исполнителя услуг;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    КРЕДИТ 51

    – 2022 руб. (18 000 руб. – 13 000 руб.) – перечислен НДС в бюджет.

    У исполнителя реализация коммунальных услуг потребителям НДС не облагается (льготируется). Поэтому на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные управляющим компаниям (ТСЖ и пр.) организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат (письмо Минфина России от 23.12.09 № 03-07-15/169).

    Проводки у управляющей компании будут такими:

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
    – 118 000 руб. – учтена стоимость приобретенных коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг потребителям (включая НДС);

    ДЕБЕТ 62
    КРЕДИТ 90 субсчет «Прочие доходы»

    – 118 000 руб. – начислена плата за оказанные потребителям коммунальные услуги;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «Прочие расходы»
    КРЕДИТ 20

    – 118 000 руб. – списана стоимость коммунальных ресурсов, израсходованных на оказание коммунальных услуг;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
    – 118 000 руб. – получена от потребителей оплата услуг;

    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    – 118 000 руб. – оплачены поставщику приобретенные коммунальные ресурсы.

    Если исполнителем коммунальных услуг выступает некоммерческая организация (ЖСК, ТСЖ и т. д.), она обычно отражает указанные операции с использованием счета 86 «Целевое финансирование»:

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
    – 118 000 руб. – учтена стоимость приобретенных коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг потребителям (включая НДС);

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
    – 118 000 руб. – начислена плата за оказанные потребителям коммунальные услуги;

    ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20
    – 118 000 руб. – списана стоимость коммунальных ресурсов;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
    – 118 000 руб. – получена от потребителей оплата услуг;

    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    – 118 000 руб. – оплачены поставщику приобретенные коммунальные ресурсы.

    Но при этом следует учесть, что, по мнению Минфина России, средства, полученные от членов ТСЖ в оплату стоимости коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ не являются. Данные суммы надо учитывать в качестве выручки от реализации услуг, а стоимость их приобретения – как расходы (письма Минфина России от 25.10.10 № 03-07-14/77, от 23.05.12 № 03-03-07/25).

    Изменения о дополнении перечня целевых средств, внесенные с 1 января 2022 года в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ Федеральным законом от 16.11.11 № 320-ФЗ, касаются лишь средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, но не оплаты коммунальных услуг.

    Вариант II

    Установленный уполномоченным органом тариф на коммунальные услуги рассчитан с НДС. Ресурсоснабжающая организация реализует ресурсы исполнителю без добавления к установленному тарифу суммы налога:

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
    – 118 000 руб. – реализованы коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг, рассчитанные исходя из установленного тарифа, включающего НДС;

    ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
    КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

    – 18 000 руб. (118 000 руб. х 18/118) – начислен НДС с реализации по расчетной ставке;

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
    – 118 000 руб. – получена оплата от исполнителя;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    КРЕДИТ 51

    –5000 руб. (18 000 руб. – 13 000 руб.) – перечислен НДС в бюджет.

    У исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) проводки будут такими же, как в варианте I.

    Анализ проблемы

    Споры в основном возникают из-за нечеткого порядка определения тарифов регулируемых цен – единых правил расчета цены нет (расчет может быть произведен с НДС или без налога). Это и вызывает затруднения у организаций при осуществлении налогообложения реализации коммунальных услуг.

    Как мы выяснили, предъявить НДС сверх тарифа может только поставщик ресурсов и лишь в случае, если тариф рассчитан без налога (как правило, тариф «для населения» по умолчанию включает сумму НДС).

    Исполнитель (в рассматриваемой ситуации) так поступить не может — налог дополнительно к тарифу потребителям он не предъявляет.

    Напомним, что норма об освобождении оказываемых исполнителем услуг потребителям введена с 1 января 2022 года Федеральным законом от 28.11.09 № 287 ‑ ФЗ. Это еще один повод для разногласий. Некоторые воспринимают данную льготу как освобож дение от НДС предоставления гражданам коммунальных услуг в принципе. На самом деле это не так. Она лишь исключает повторное начисление налога на добавленную стоимость на пути к конечному потребителю (тариф «для населения» по умолчанию включает сумму НДС).

    Предстоящие изменения

    И в заключение еще одно важное замечание.

    С 1 сентября 2022 года Правила № 307 утратят силу. Начнут действовать новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов* 5.

    * 5 Новые правила утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354 (далее – Правила № 354).

    В них тоже определен порядок расчетов за коммунальные услуги по установленным тарифам, в том числе для расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (п. 38 Правил № 354).

    Заметим также, что с 1 января 2022 года подпункт 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ будет уточнен: в него добавят организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (в соответствии с Федеральным законом от 07.12.11 № 417-ФЗ).

    Однако эти изменения на порядок исчисления НДС не повлияют. Приведенные в комментируемом решении ВАС РФ разъяснения останутся актуальными и после 1 сентября 2022 года, во всяком случае до внесения каких-либо конкретных нововведений в Налоговый кодекс, устанавливающих иной порядок обложения налогом на добавленную стоимость реализации коммунальных услуг для ресурсоснабжающих организаций.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: