Кто имеет право начислять коммунальные платежи

Калькулятор жилищно коммунальных услуг

Расчет квартплаты осуществляется по установленным тарифам и нормативам потребления коммунальных услуг и ресурсов.

Жилищно-коммунальные услуги стоят всё дороже, и если раньше не было необходимости разбираться в том, как начисляются платежи по ним, сейчас для всё большего числа людей она появляется.

Тарифы на коммунальные услуги

Тарифом называют цену за услугу, которая может быть установлена либо за единицу предоставляемого ресурса (например, за кубический метр воды), либо за единицу времени для тех услуг, которые предоставляются всем в равной степени (например, обслуживание лифта).

Федеральным законодательством установлено, что менять тарифы и вводить новые можно не чаще, чем раз в год. Региональные стандарты для тарифов ежегодно устанавливаются Правительством РФ, однако, точные тарифы вводятся уже на местном уровне с учётом специфики – для этого проводится экспертиза затрат на обеспечение потребителей услугами и их обоснованности.

Что до затрат, то их структура для коммунальных и жилищных услуг значительно различается: для коммунальных характерен высокий удельный вес приобретаемых для их предоставления ресурсов, а для жилищных – необходимой рабочей силы.

К примеру, при калькуляции в стоимости теплоснабжения цена приобретения топлива составляет около 35-40%, и ещё около 10% уходит на электроэнергию, также требующуюся для работы систем. При оплате водоснабжения около 20-25% уходит на приобретение воды, и столько же на электроэнергию.

В структуре расходов на жилищные услуги же заработная плата работников, занимающихся их предоставлением, составляет около 50-60%, ещё 10-15% уходит на необходимые материалы и 8-10% на электроэнергию. Более велики расходы на материалы в структуре затрат на такую услугу, как ремонт. Именно разным составом затрат объясняется, что на разные виды ЖКУ тарифы могут сильно различаться.

Оплачиваться коммуналка должна ежемесячно, до наступления десятого числа в полном объёме – при просрочке возможно начисление пени, при длительной неоплате – лишение права на пользование ЖКУ, при этом долг за уже предоставленные услуги всё равно остаётся.

Начисление платежей

Платежи за коммунальные услуги, если установлены счётчики, определяются в соответствии с их показаниями, если их нет – по нормативам. Плата за ЖКУ начисляется по установленному тарифу. Соответственно, нужно разобрать три основных варианта: за жилищные услуги, по нормативам и по показаниям счётчиков.

За жилищные услуги

Как указывает пункт 7 статьи 156 Жилищного кодекса, размер платы за содержание помещения устанавливается самими собственниками жилья на общем собрании. При этом, однако, должны учитываться пояснения и предложения управляющей компании (УК). На практике обычно это установление происходит в виде утверждения тех тарифов, что предлагает УК. Они, в свою очередь, базируются на установленных местной властью.

Ставка тарифа на жилищные услуги, в большинстве случаев, основывается на площади жилья, и для того, чтобы выяснить сумму к оплате, нужно умножить тариф за единицу на площадь.

То есть, при использовании этой методики формула будет выглядеть так:

T x S

T здесь тариф, а S – квартирный метраж.

С помощью этой формулы можно правильно посчитать оплату для части жилищных услуг, в других случаях сумма может быть фиксированной.

За коммунальные услуги по нормативам

Если тариф – это стоимость за одну единицу ресурса, то норматив – определённое законодательно количество ресурсов, которое, как предполагается, должен потреблять один человек в месяц. Норматив приходится применять в тех случаях, когда нет возможности установить, сколько было потреблено на самом деле, то есть при отсутствии счётчиков либо не проведённой вовремя их поверке.

В зависимости от конкретной услуги, может использоваться один из двух вариантов формулы для расчёта – в первом случае он ведётся на основе площади квартиры, как и в случае с услугами ЖКХ, а во втором – исходя из того, сколько в ней жильцов.

Например, если нет общедомового прибора учёта тепла, то считать по нормативу надо по следующей формуле:

S x T x N

К площади и тарифу здесь добавился N – норматив.

А вот плата за водоснабжение будет базироваться вместо площади жилья на количестве проживающих в нём, в результате чего формула выглядит следующим образом:

Q x T x N

Как видите, вместо площади (S), в формуле появилось количество (Q).

Подробнее о том, как ведётся расчёт, с конкретными цифрами и примерами, мы расскажем в разделе «Расчёт стоимости».

За коммунальные услуги по показаниям счётчиков

Для индивидуальных счётчиков всё предельно просто: количество потреблённого за расчётный период ресурса (обозначим его как V), нужно умножить на тариф за единицу, и получится сумма к оплате:

V x T

Немного сложнее расчёт для общедомовых приборов, которые часто используются для учёта потребляемого тепла. Формула здесь будет выглядеть довольно громоздко:

(V + S / S1 x V1) x T

Если V, как и прежде, индивидуальное потребление, то под V1 скрывается общедомовое за вычетом потреблённого в жилищах. То же и с S – простая буква обозначает площадь квартиры, для которой ведётся расчёт, а S1 – общую площадь помещений в многоквартирном доме, включая и нежилые, но отапливаемые.

Расчёт стоимости

Отдельно и на конкретных примерах рассмотрим, как проводятся расчёты цены отопления, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения.

Газоснабжение

Рассчитать стоимость потреблённого газа наиболее просто, наряду с электроэнергией: в обоих случаях есть два простых варианта расчёта – с установленными счётчиками и без них.

Цена за кубический метр и норматив будет различаться с учетом места вашего проживания, кроме того, норматив меняется в зависимости от того, есть ли в квартире центральное горячее водоснабжение и газовый водонагреватель.

Для проведения расчёта возьмём примерно соответствующие средним по стране цифры в 10 куб. метров норматива и стоимости одного кубического метра в 6,5 рубля. Расчёт будет вестись по приведённой ранее формуле (Q x T x N).

Если в квартире проживают пять человек, тогда без счётчиков они должны будут заплатить за месяц:

10 x 6,5 x 5 = 326 рублей.

А со счётчиками применяется также уже приводившаяся формула V x T, и если они за месяц использовали 20 кубических метров газа, то расчёт будет прост:

20 x 6,5 = 130 рублей.

Электроснабжение

Фактически всё что изменится по сравнению с расчётом газоснабжения – нормативы, а также правила их установления. А именно: они будут зависеть от числа проживающих и количества комнат в квартире. Зависимость здесь такая: чем больше людей живёт в квартире, тем меньше норматив на одного человека, чем меньше в ней комнат при этом – тем, опять же, ниже будет норматив на одного. Например, по Башкортостану, если четыре лица проживают в трёхкомнатной квартире, норматив на каждого – 65 кВт/час, а если пять – 57. А если четыре человека проживают в двухкомнатной квартире, то норматив на одного снизится до 58 кВт/час, если их пять – до 50.

Для расчёта возьмём норматив, установленный для пятерых проживающих в трёхкомнатной квартире, и цену за один кВт/час в 2 рубля:

57 x 5 x 2 = 570 рублей.

Если же в жилище установлены счётчики, и за месяц было использовано 160 кВт/ч, то платить будет нужно:

160 x 2 = 320.

Как видите, сам расчёт ничем не отличается от проведённого для газоснабжения.

Водоснабжение

Тут необходимо отдельное выполнять расчёт за горячее и холодное водоснабжение, и в этом вся разница с предыдущими случаями, поскольку сами формулы аналогичны используемым для газа и электроэнергии.

Если счётчики на воду установлены, расход согласно их показаниям умножается на тариф. Так как мы продолжаем вести расчёт для семьи из пяти человек, предположим, что расход оказался довольно высоким – 10 куб. метров холодной и 3 горячей воды за месяц. Тариф равняется 23 и 48 рублей за кубометр соответственно.

Тогда нужно просто провести два отдельных расчёта по стандартной формуле (V x T) и суммировать их результаты:

10 x 23 + 3 x 45 = 365 рублей.

При отсутствии счётчиков для расчёта берётся норматив – если он равен 8 и 2 кубометра на человека для горячей и холодной воды соответственно, то расчёты по формуле Q x T x N будут выглядеть так:

5 x 23 x 8 + 5 x 48 x 2 = 1 400 рублей.

Отопление

Плату за отопление рассчитать сложнее, потому что тут применяют другие формулы, причём существует целых пять вариантов, применяющихся:

  1. при отсутствии общего счётчика и расчёте только в отопительный период;
  2. при отсутствии общего счётчика и равномерном распределении платы за год;
  3. с общим счётчиком и расчётом в отопительный период, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  4. с общим счётчиком и равномерным распределением, если не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счётчиками;
  5. с общим счётчиком, если во всех квартирах установлены индивидуальные.

На первый взгляд, это кажется довольно сложным, но в действительности расчёт не составит труда, ведь его нужно вести лишь по одному из этих вариантов, а по какому именно можно узнать у коммунальщиков. Мы же вкратце рассмотрим все пять.

В первом случае расчёт нужно вести по уже известной нам формуле S x T x N. Подставим в неё цифры – пусть площадь квартиры равняется 80 квадратным метрам, норматив составляет 0,02 Гкал на метр, а тариф составляет 1 800 рублей:

80 x 0,02 x 1 800 = 2 880 рублей.

Для второго случая формула будет следующей:

S x (N x k) x T

k здесь – это коэффициент периодичности внесения платы, который равняется числу месяцев отопительного периода, делённому на общее количество месяцев в году

Если отопительный период продлился 6 месяцев, то расчёт будет таким:

6 / 12 = 0,5 – это число подставляется в формулу вместо k.

80 x (0,02 x 0,5) x 1 800 = 1 440 рублей – сумма получилась вдвое ниже, но и вноситься она будет не в течение 6 месяцев, а весь год. Фактически плата за отопление просто распределяется на эти месяцы.

Формула для третьего варианта:

V1 x (S / S1) x T;

V1 здесь общедомовое потребление;

S1 – общая площадь всех помещений в доме.

Если мы возьмём её равной 5 000 квадратных метров, а общее потребление в 120 Гкал, то расчёт будет таким:

120 x (80 / 5 000) x 1 800 = 3 456 рублей.

Для расчёта в четвёртом случае потребуется сначала определить среднемесячный объём затраченной тепловой энергии на квадратный метр. Для этого совокупный  объём за год делится на число месяцев, а затем на общую площадь.

Если за год было потрачено 720 Гкал (в прошлый раз за месяц мы брали 120, а отопительный период продлился 6 месяцев), то:

720 / 12 / 5 000 = 0,012 Гкал.

Далее расчёт ведётся по формуле S x Vm x T, где как Vm обозначается среднемесячный объём энергии, затрачиваемой на отопление одного квадратного метра:

80 x 0,012 x 1 800 = 1 728 рублей.

Наконец, последний вариант расчёта – при наличии как общего, так и индивидуального счётчика. Применяется формула (V + S / S1 x V1) x T, уже приводившаяся в начале статьи с расшифровкой.

Возьмём индивидуальное потребление по счётчику равным 1,4 Гкал, а общедомовое – 10 Гкал, тогда:

(1,5 + 80 / 5 000 x 10) x 1 800 = 2 988 рублей составит плата.

Использование калькулятора

Чтобы не вести все эти долгие расчёты самостоятельно, вы просто можете воспользоваться специальным калькулятором ЖКУ, в который уже заложены все рассмотренные нами формулы, и необходимо лишь ввести ваши параметры – действующие у вас тарифы и показания счётчиков.

Такой калькулятор жилищно-коммунальных услуг можно найти, например, на сайте Федеральной Антимонопольной Службы. Здесь даже не придётся самостоятельно узнавать тарифы – достаточно ввести место своего жительства, и стоимость всех ЖКУ будет рассчитана.

Льготы по коммунальным услугам

Есть ряд граждан, имеющих по законодательству право получать льготы по оплате коммунальных услуг, то есть платить на определённый процент меньше. Рассмотрим, кто имеет такое право и как это оформляется.

Кто имеет право

Детально все категории граждан, получающие право на льготы и возмещение, регламентируются в региональном законодательстве, потому этот вопрос нужно уточнять на местном уровне. Однако есть основные категории, которые могут рассчитывать на льготы практически в любом регионе. К ним относятся:

  • Пенсионеры – если расходы на коммунальные услуги превышают 20% от общего дохода (в некоторых регионах этот порог может быть ниже), гражданин получает право на льготы на оплату коммунальных услуг. Для большей части пенсионеров эта норма выполняется.
  • Инвалиды – также могут рассчитывать на помощь государства, в результате получения которой платить им нужно будет половину от расчётной суммы.
  • Ветераны – имеют право на скидку в 50% от суммы расходов на ЖКХ, а отдельные категории полностью освобождаются от оплаты.
  • Многодетные семьи – если в семье три ребёнка или больше, то она может рассчитывать на скидку в 30% от суммы, которую должна платить за ЖКУ, но только в пределах норм потребления. Если несовершеннолетних детей в семье 10 или больше, то скидка возрастает до 50%.
  • Матери-одиночки – точный размер льготы в данном случае колеблется в зависимости от региона.

Помимо перечисленных категорий, льготы предоставляются и многим другим, более узким, например, переселённым из областей радиоактивного заражения гражданам, семьям с детьми-инвалидами, детям-сиротам и так далее.

Порядок получения

Чтобы оформить льготы, нужно обратиться с заявлением в многофункциональный центр (МФЦ) или управление социальной защиты по месту жительства.

Оформление будет различаться в зависимости от того, к каким льготникам гражданин относится – федеральным или региональным. В первом случае оформление проводится один раз, во втором потребуется делать это каждые полгода.

Для получения льгот нужны следующие документы:

  • паспорт;
  • подтверждающее статус льготника удостоверение;
  • выписка из домовой книги либо справка о прописке;
  • подтверждение права собственности на жильё;
  • квитанции для подтверждения отсутствия задолженностей по оплате коммунальных услуг – а при их наличии льготы оформить не получится.

Как в 2021 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению. Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.

КС РФ потребовал внести изменения в систему расчётов

Ранее мы рассказывали о судебном процессе, который привёл к тому, что Конституционный суд РФ призналне соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354.

Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.

Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.

Недействующим признан абзац 2 п. 40 Правил № 354

Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ решались в пользу поставщиков услуг.

Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.

Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры. Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.

Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое

Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.

С этим согласился и КС РФ, отметив в п. 1.1 № 46-П, что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного отопления не прекращает потребление собственником такого помещения тепловой энергии на общедомовые нужды.

Абзац 2 п. 40 ПП РФ № 354 обязывал потребителей оплачивать услугу по отоплению совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества. КС РФ признал его недействительным (абз. 3 п. 5 № 46-П).

Теперь потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников.

Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Формулами расчёта предусмотрено нулевое потребление тепловой энергии

С 1 января 2021 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.

Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Но размер платы за отопление складывается не только из индивидуального потребления внутри помещения собственника. Например, формула для многоквартирного дома, который не оборудован общедомовым прибором учёта и в котором оплата осуществляется в течение отопительного периода:

Оплата складывается из двух частей:

1. За объём, потреблённый внутри помещения.

2. За объём, потраченный на общедомовые нужды.

Все остальные формулы – для расчёта платы в доме с ОДПУ или внесение платы в течение всего года равными долями – следуют той же логике. Следовательно, собственник, даже отказавшись от централизованного отопления внутри своей квартиры, должен платить за тепловую энергию, поставленную на содержание общего имущества МКД.

Изменение системы отопления должно производиться в установленном законом порядке

Второй постулат № 46-П относится к самому процессу переустройства системы внутриквартирного отопления. Конституционный суд РФ считает необходимым исходить из того, что переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы.

Эти требования изложены в гл. 4 ЖК РФ, Федеральном законе от 27.07.2010 №190-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 05.07.2018 № 787. Указанные НПА предусматривают разработку технической документации на переустройство и согласование его с органом местного самоуправления. Поэтому при переходе на индивидуальную систему теплоснабжения собственник помещения должен соблюдать требования законодательства.

6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

Запомнить

Управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальной услуги по теплоснабжению, должны учесть, что:

Расчёт платы за отопление в многоквартирном доме с 1 января 2021 года должен вестись в соответствии с требованиями ПП РФ № 1708.

Все судебные решения по вопросам оплаты отопления, которые не совпадают с выводами № 46-П, при волеизъявлении заинтересованных лиц будут пересмотрены.

Если собственник произвёл переустройство квартиры, смонтировав автономное отопление с получением всех разрешительных документов, то ему начисляется плата только за тепловую энергию, поставленную в дом на содержание общего имущества.

Оказание коммунальных услуг

Правила, устанавливающие порядок предоставления коммунальных услуг в 2021 году, строго регламентируют отношения между собственниками помещений и поставщиками ресурсов, а именно:

  • права и обязанности потребителей и поставщиков услуг;
  • условия и порядок оформления соглашения на поставку ресурсов;
  • порядок проведения мероприятий, направленных на контроль качества коммунальных услуг;
  • методику вычисления стоимости предоставляемых услуг.

Но что же представляет собой само понятие «коммунальные услуги»? Как рассчитывается их стоимость и какие изменения ждут граждан РФ в 2021-2021 годах?

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое коммунальные услуги?

Коммунальные услуги (КУ) – результат деятельности, направленной на поддержание безопасной и комфортной эксплуатации жилого или коммерческого помещения пользователем. В свою очередь, правом на пользование такими услугами в 2021 году обладают:

  1. собственники помещений и члены их семьи;
  2. граждане, получившие недвижимость от кооператива;
  3. лица, арендующие жилые или коммерческие помещения в многоквартирном доме.

В качестве потребителя коммунальных услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо, ИП.

Правовая основа

Законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере КУ, является Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный документ устанавливает правила предоставления коммунальных услуг пользователям, а также отражает основные изменения:

  • информацию о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете тарифов на КУ;
  • информацию об изменении тарифов;
  • информацию об изменениях в порядке установки приборов учета.

Основные права и обязанности собственников жилья, связанные с созданием ТСЖ, оплатой коммунальных услуг и выбором управляющей компании отражены в Жилищном кодексе Российской Федерации (разделах VI, VII, VIII соответственно).

Еще одним важным документом, регламентирующим методологию учета коммунальных услуг, является Приказ Росстата №234 от 26.06.2013. Основным отличием данного законодательного акта становится тот факт, что в объеме КУ здесь отражены не только услуги, входящие в основной перечень, но и работы, связанные с ремонтом, монтажом и настройкой эксплуатируемых приборов учета.

Кроме того, в своей работе по обеспечению ресурсами, ЖК организации руководствуются Гражданским кодексом РФ, КоАП РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 69, № 210.

Перечень коммунальных услуг в 2021 году

Согласно п.4, гл. II Постановления Правительства №354, в перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям жилых и коммерческих помещений в 2021 году, входит:

Снабжение холодной водой Круглосуточная подача холодной воды надлежащего качества (очищенной от патогенных микроорганизмов, вредных химических соединений) по центральной или внутридомовой сети.
Снабжение горячей водой Круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества, температурой от +400 до +750С. Перерыв в подаче горячей и холодной воды допустим в пределах 8 часов или суток (при условии крупных аварий).
Водоотведение Вывод стоковых канализационных вод по централизованным сетям.
Электроснабжение Бесперебойная подача электрической энергии в объемах, достаточных для эксплуатации приборов, установленных в многоквартирном доме.
Газоснабжение Круглосуточная подача газа по централизованной сети. В случае отсутствия последней допустимо предоставление ресурса в газовых баллонах.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным или внутридомовым сетям на протяжении всего отопительного сезона для поддержания температуры в отапливаемых помещениях не ниже 180С. Допустим перерыв в подаче не чаще, чем на сутки в месяц, при этом:

Ø  не более 16 часов подряд при среднесуточной температуре в +120С;

Ø  не более 8 часов подряд при среднесуточной температуре в +100С;

Ø  не более 4 часов подряд при среднесуточной температуре в +80С.

Вывоз ТБО Сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых и коммерческих помещений.

К коммунальным услугам, оплачиваемым пользователями, не может относиться пункт, не относящийся к конкретному дому, например, плата за газоснабжение, при его отсутствии, взиматься не может.

Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2021 году?

Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2021 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:

  • для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
  • для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.

В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:

  1. посредством ТСЖ;
  2. посредством жилищного или иных кооперативов;
  3. посредством управляющей компании;
  4. путем непосредственного управления.

Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:

Управляющая компания Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД.
ТСЖ или кооператив Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений.

Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг

Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2021 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:

  • контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
  • расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
  • распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
  • создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
  • взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.

Порядок предоставления коммунальных услуг в 2021 году

Основным законодательным актом, регламентирующим предоставление КУ в 2021 году населению, является Постановление Правительства № 354. Согласно п.3, гл. II, коммунальные услуги поставляются пользователям на следующих условиях:

  1. Обеспечение ресурсами потребителей, проживающих в многоквартирном доме (МКД), начинается с момента:
    • возникновения права собственности на жилое или коммерческое помещение;
    • предоставления помещения членам кооператива;
    • заключения договора аренды;
    • ввода МКД в эксплуатацию застройщиком;
    • ввода МКД в эксплуатацию и передачу помещения собственнику.
  2. Полнота предоставления всех коммунальных услуг, указанных в п.4, гл. II Постановления № 354, зависит от степени благоустройства МКД.
  3. Подача ресурсов производится круглосуточно (круглый год или в определенный промежуток времени), допустимы перерывы, не превышающие установленные действующим законодательством нормы.
  4. Обеспечение ресурсами производится в объеме, достаточном для всех пользователей, в пределах пропускной способности инженерных внутридомовых систем.
  5. Качество КУ, предоставляемых населению, должно строго соответствовать нормам, указанным в Приложении №1 (к Постановлению № 354).
  6. Обеспечение услугами производится при условии, что все внутридомовые коммуникации исправны и готовы для предоставления ресурсов.

Отличие коммунальных и жилищных услуг

Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:

  • предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
  • содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.

Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:

  • за пользование помещением (для арендаторов);
  • за управление и ремонт МКД.

С 2021 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).

Тарификация и задачи тарифного регулирования

Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2021 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.

К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

  • стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
  • привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
  • обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
  • формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
  • снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.

Методика планирования и расчета

Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:

  1. на основании показаний, снятых с приборов учета;
  2. на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
  3. на основании показаний приборов и нормативов потребления.

Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2021 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг в 2021 году устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.

Оплата коммунальных услуг юридическими лицами

Потребителем КУ может являться не только физическое лицо, но и юридическое. В зависимости от основания, на котором юр.лицу было передано помещение, оплата коммунальных услуг может производиться:

  • Напрямую поставщику услуг. В данном случае платежи могут вносить как собственники помещений, так и арендаторы.
  • Собственнику помещения. Если пользование квадратными метрами производится на основании договора аренды, платежи за коммуналку могут перечисляться непосредственно владельцу недвижимости (после предоставления квитанции или любого другого подтверждающего документа).

Итак, юридические лица вносят плату за предоставляемые ресурсы на основании документов, в сроки, указанные в действующем законодательстве или договоре, путем наличного или безналичного расчета.

Льготы

В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:

  1. многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
  2. участников ВОВ и членов их семей;
  3. инвалидов детства, 1 и 2 группы;
  4. участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
  5. жителей блокадного Ленинграда;
  6. почетных доноров РФ и Советского Союза;
  7. лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.

Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.

За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?

Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2021 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:

  • Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
  • Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
  • Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
  • Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
  • Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
  • Подача горячей воды низкой температуры (менее 400С).
  • Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
  • Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
  • Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.

Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2021 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.

Куда подается жалоба?

Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.

В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2021 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:

  1. Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
  2. Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
  3. Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.

Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.

Нюансы предоставления коммунальных услуг в 2021 году

Некоторые спорные ситуации и нюансы в сфере КУ были разъяснены Верховным Судом РФ (Постановление №22 от 27.06.17). Таким образом:

  1. Собственники и пользователи помещений, расположенных в МКД, вправе требовать компенсации и неустойки за неисполнение своих обязанностей управляющей компанией. В данном случае, основанием для перерасчета платежей по КУ является не только акт, подписанные пользователями, но и всевозможные доказательства, собранные свидетелями нарушения.
  2. Задолженность по оплате перед организацией-исполнителем не является безусловным основанием для прекращения подачи ресурсов. Наказание нарушителей, в данном случае, должно быть соразмерно самому нарушению.
  3. Денежные средства, вносимые пользователями или их представителями, засчитываются в счет оплаты периода, указанного в документе. Если же плательщик не указал конкретный период, сумма засчитывается за периоды с неистекшим сроком давности.
  4. Отсутствие договора с управляющей компанией, кооперативом, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией не является основание для отказа от оплаты ресурсов, предоставляемых пользователям помещений, расположенных в МКД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: