Что такое единый расчетный центр коммунальных платежей

Новый закон о Единой квитанции ЖКХ 2021-2021 (в чем суть): последние новости

Вместо отдельных квитанций за воду, газ и другие коммунальные услуги собственники жилья будут получать единую платежку. Для этого Госдума ФС РФ в ноябре 2021 года подготовила новый вариант поправок в Жилищный кодекс. Законопроект о единой квитанции, в которой будут указаны все жилищно-коммунальные платежи, должен быть принят нижней палатой российского парламента в осеннюю сессию 2021 года или весеннюю сессию 2021 года с соответствующими изменениями в действующий закон. Новый закон с 2021 года будет способствовать решению проблемы задолженности собственников и, возможно, позволит несколько снизить тарифы. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил один из авторов инициативы, первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Пахомов пояснил, что данный «законопроект устраняет сложившуюся практику в отдельных регионах, а таких много, где людям каждый месяц каждая ресурсоснабжающая организация присылает свою отдельную квитанцию, и в итоге у потребителей скапливаются несколько платежных документов, в которых они путаются».

«Это как небольшие регионы, как Ульяновск, так и крупные республики, например Башкирия», — добавил он.

Законопроектом предусматривается введение такого вида квитанции, как единый платежный документ (ЕПД), «в котором будет досконально расписано, что, кому и сколько гражданин должен, чтобы он уже на месте мог определиться, за что платить, а за что нет». «Такой вариант тоже предусмотрен — гражданин может что-то вычеркнуть, если он с чем-то не согласен.

И сам ЕПД тоже должен платежную дисциплину повысить и позволить сократить расходы с выставлением квитанций, счетов разными организациями», — продолжил Пахомов. Законопроект, согласно тексту, при этом не предусматривает обязательную замену отдельных квитанций на ЕПД.

Депутат пояснил, что сейчас каждая ресурсоснабжающая организация содержит штат сотрудников, «которые все это рассчитывают, все это распечатывают, рассылают». Проект закона предусматривает привлечение для этого расчетных центров, которым поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) будут направлять данные.

«Сегодня уже есть система единых расчетных центров, которые выпускают единый платежный документ, каждый регион сам определяет, как это делать. В некоторых регионах таких центров несколько, но регионов, где бы их не было, нет.

Где-то это частные организации, где-то муниципальные, а где-то это единый расчетный региональный центр, который занимается только тем, что собирает всю информацию и печатает платежный документ», — заметил парламентарий.

Тарифы на ЖКУ не вырастут

По мнению Пахомова, применение данного механизма никак не может привести к удорожанию услуг, так как ресурсоснабжающие организации и так сейчас тратят средства на обработку данных и рассылку квитанций, чем на основании договоров будут заниматься расчетные центры.

«Регион устанавливает тариф на эту работу, но, как правило, сегодня эти средства уже заложены у поставщиков, сегодня они деньги тратят. Просто, учитывая оптимизацию, это наоборот должно бы кроме удобства привести к понижению [трат жильцов].

Мы хотим, чтобы повысилась прозрачность, поднялась собираемость, чтобы людям стало проще, удобнее платить, но при этом, чтобы расходы даже снизились», — заверил депутат, уточнив, что «такой вариант есть, но ни в коем случае возрасти расходы не должны».

Электронные квитанции

Законопроект, в том числе, предусматривает рассылку электронной версии ЕПД, но, как констатировал собеседник агентства, говорить о полном отказе от бумажных «платежек» рано, так как должна заработать необходимая информационная система, функционирующая сейчас только в тестовом режиме. «За этим будущее в любом случае», — резюмировал Пахомов.

Авторы законопроекта указывают, что до 60% обращений в жилинспекции связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за услуги. Данные в платежках от разных поставщиков коммунальных ресурсов нередко разнятся — отличаются площади квартир, число проживающих и др. В Липецкой, Самарской и Тульской областях, в Крыму и Хакасии растут долги за ЖКУ из-за того, что население, запутавшись в платежках, которых иногда приходит с десяток, отказывается их оплачивать. При этом стоимость выпуска и доставки каждого счета оценивается в 16-23 рубля. А неразберихой пользуются мошенники, рассылающие фальшивые платежки в надежде на то, что жители оплатят и их.

В связи с этим депутаты первоначально предложили законодательно закрепить возможность использования «единого платежного документа» — указывать в одной квитанции сразу все или хотя бы некоторые виды коммунальных услуг, плату за содержание и ремонт, взнос за капремонт, за наем жилья и т.п. Кроме того, законопроектом разрешалось управляющим организациям привлекать расчетные центры для расчета платежей и предоставления платежных документов.

Предполагалось, что услуги расчетного центра будут оплачивать организации, которым вносится плата за жилье и коммунальные услуги.

Правительство, однако, дало отрицательный отзыв на проект, так как в документе не было четких критериев «единых платежных документов», отличающих их от уже указанных в ЖК РФ, не оговорен порядок создания расчетных центров. Кроме того, положение об оплате услуг центров, как указано в отзыве правительства, может привести к увеличению размера платы за ЖКУ. Думский комитет по жилищной политике и ЖКХ также потребовал переработки проекта.

В начале ноября 2021 года профильный комитет Думы обсудил уже второй, исправленный, вариант документа, который в ближайшее время будет разослан в правительственные структуры и регионы для получения отзывов. Его суть остается прежней, но в новой редакции термины «единый платежный документ» и «расчетный центр» уже не упоминаются. «Термин «единый платежный документ» в законопроекте мог быть прочитан неверно — как «одинаковый» для всех, как введение единообразной формы квитанции на территории региона», — объясняет заместитель гендиректора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.

Расходы же, связанные с печатью и доставкой платежек сторонними организациями, согласно новой редакции, будут учитываться при установлении регулируемых государством тарифов на коммунальные ресурсы. «Сейчас почти у каждого поставщика услуг есть абонентский отдел, который занимается расчетом платежей и выставлением квитанций. Но теперь расходы на это будут учитываться в тарифах на все коммунальные ресурсы! — подчеркивает Гордеев. — Можно даже предположить, что, если несколько поставщиков станут выставлять общий платежный документ, такие расходы снизятся».

По словам Гордеева, законопроект имеет уточняющий характер. Общие платежки организации могут выставлять и сейчас, однако в случае принятия поправок это будет более четко прописано в ЖК. При этом обязательной такая форма квитанции всё же не станет. «Объединяться» ли в одной платежке, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании будут решать самостоятельно, информирует «Российская газета».

Итого, в  2021 году указанные изменения косностся жителей всех регионов России Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

30.07.2021 16:07

В ЖКХ намечается революция

 21.12.2016 г.  17:29

13323

Никита Смирнов

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (http://altgazeta.ru/potok/5250-sergiev-posad), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство — п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» — http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества. 

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ. 

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать. 

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться — в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» (http://altgazeta.ru/potok/5250-sergiev-posad) вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям. 

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен. 

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра».

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье. 

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное – концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить — непонятно. 

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 2021 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется. 

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли. 

Описанное выше — это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых — дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия. 

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны — присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект. 

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало — сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи — это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

Зачем нужна единая платежка за услуги ЖКХ: о плюсах, минусах и опасениях экспертов

Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress

Правительство поддержит появление единой платежки с начислениями за услуги ЖКХ. Разбираемся, зачем нужен подобный документ, говоря о плюсах, минусах и опасениях экспертов.

В единой платежке надеются собрать все услуги ЖКХ, получаемые в России. Подобную инициативу намерены поддержать на уровне законопроекта в правительстве. Таким образом, жителям страны будет проще оценивать свои расходы, а властям — держать под контролем тарифы. Шутка в том, что такие квитанции на самом деле уже существуют. Пусть и не везде. 

Что поменяется

Проект закона уже разработан Минстроем и находится на рассмотрении в кабмине. Единая платежка включает коммунальные услуги, затраты на управление, содержание и текущий ремонт дома, а также взносы за капремонт, вывоз мусора и ресурсы. Для кого-то формат уже напоминает то, что есть сегодня. Но в ряде регионов России, как оказалось, жителям приходят отдельные платежки. И в такой ситуации действительно непросто контролировать свои расходы. Да и манипулировать тарифами куда проще. Потому и было принято решение о приведении документации к общему знаменателю. 

Проект закона не самый новый. Он был внесен депутатами во главе с первым заместителем председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергеем Пахомовым 19 июня для рассмотрения в Госдуме. Норма вводит два новых понятия — это расчетный центр и ЕПД (единый платежный документ). Новые инструменты, по задумке, должны увеличить собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги в России и снизить риски хищений управляющими компаниями. Усиление контроля обоснованности тарифов — еще одна сопутствующая задача. 

Что происходит сейчас

Из-за того что в ряде регионов России все еще действуют разные платежки, по словам инициаторов законопроекта, ошибки при оплате допускают и сами клиенты — то есть мы с вами, и управляющие компании. А если появится единая платежка, по задумке, дисциплина плательщиков должна возрасти. 

Сейчас в законодательстве нет такого понятия, как «единый платежный документ». Есть просто «платежный документ». Таким образом, каждый может трактовать норму, как хочет. Таких разночтений надеются избежать. 

С другой стороны, пока непонятно, что станет с уже привычными платежками. Их отменят полностью или пока оставят в качестве альтернативного варианта. Если оставят, могут возникнуть новые трудности, о которых говорят эксперты «Известий». Они призывают внимательно проработать норму, чтобы не допустить юридических лазеек, когда получателю услуг будут приходить несколько платежек, хотя должна быть одна. О такой позиции, в частности, говорит юрист национальной юридической службы «Амулекс» Василий Ярошенко. 

За что критикуют норму

Первая критика уже последовала из правительства, где сейчас заняты анализом законопроекта. Членам кабмина не понравилась модель «расчетного центра» в проекте закона. Депутаты полагают, что такие центры займутся формированием платежек в регионах и выставлением ЕПД жителям страны.

Сегодня платежки могут выставлять сами управляющие компании, поставщики ресурсов, банки или специальные операторы счетов, пояснила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Последние работают на условиях, прописанных в договорах. И такой формат обеспечивает принцип государственной политики по развитию конкуренции в сфере ЖКХ. Новая же модель расчетного центра не соответствует указанным принципам, полагают в кабмине. Поскольку в конечном счете ограничивается выбор поставщиков и управляющих компаний. 

Если замечания кабмина будут исправлены, эксперты полагают, что норма действительно упростит жизнь плательщиков за коммунальные услуги. А те самые расчетные центры вполне могут взять на себя роль «единого окна», где можно будет уточнить самую разную информацию по ЖКХ. 

Когда именно планируют финально обсудить проект закона, не уточняется.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи

Что изменится в ЖКХ: единая платежка, тарифы, комиссии

С 2021 года в сфере ЖКХ заработают новые правила. Ряд положений начнут действовать уже весной, какие-то обретут силу летом, другие вот-вот примет Госдума. Тарифы по традиции вырастут. Впрочем, российские потребители давно свыклись с тем, что «коммуналка» вытягивает из их кошельков все больше и больше денег. В среднем по стране каждая семья отдает на нее около 10% своего дохода. С учетом общей депрессивной ситуации в экономике миллионам людей оплата услуг ЖКХ становится не по карману, а очередная платежка — словно ножом по сердцу. Наступивший год готовит жильцам много сюрпризов: будет изменен порядок поверки счетчиков, появится единый платежный документ (ЕПД), а тарифы подведут под «эталон». Каждая коммунальная новинка имеет свои плюсы и минусы. Чего больше — мы разбирались вместе с экспертами в сфере ЖКХ.

Тариф по лету повышают

С 1 июля 2021 года плата за коммунальные услуги в России вырастет в среднем на 4% — что, кстати, выше плановой годовой инфляции в 3%. В зависимости от субъектов Федерации подорожание составит от 2,4% до 6,5%. То есть для некоторых регионов коммунальный тариф возрастет вдвое по сравнению со средним уровнем инфляции. Стоит ли удивляться, что пока тарифы растут, увеличивается общая задолженность населения за услуги ЖКХ. На конец первого полугодия 2021-го (более свежих данных пока нет) долг потребителей составил 547,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го прирост составил 4%.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «Чтобы нивелировать рост коммунальных тарифов, необходимо дотировать население по-крупному — скажем, на 25% от полной суммы платежки. Конечно, помогать надо не всем, а семьям с низкими подушевыми доходами или с высоким уровнем долговой нагрузки. Льготы по оплате коммунальных услуг пригодились бы сильно закредитованным домохозяйствам, тем, чей доход меньше 2 размеров МРОТ на человека, а также одиноким пенсионерам. Нужна государственная система льгот. Только в таком случае местные власти будут заинтересованы лучше контролировать обоснованность тарифов управляющих компаний: особенно если будут стимулы в виде зависимости сумм трансферов в местные бюджеты от суммы экономии. Разработка и внедрение таких механизмов позволят решить серьезные вопросы, касающиеся уменьшения долговой нагрузки населения за услуги ЖКХ».

Заплатим по «эталону»

Правительство утвердило план перехода к эталонным тарифам на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Данные мероприятия рассчитаны с сентября 2021-го по август 2021 года. ФАС, Минэкономразвития и Минстрой будут исполнителями этой «дорожной карты». После августа 2021 года ими должен быть подготовлен проект нормативно-правового акта по установлению эталонов.

Напомним, в августе 2021 года Владимир Путин поручил правительству осуществить переход на «эталонный» принцип формирования тарифов с целью защиты интересов потребителей и избежания перекосов в оплате «коммуналки». По подсчетам регуляторов, в разных регионах России максимальный платеж за услуги ЖКХ может превышать минимальный, например, в 55 раз, если речь идет о водоотводе, или в 40 раз — если о водоснабжении.

Федеральная антимонопольная служба предлагает устанавливать эталонные расценки на жилищно-коммунальные услуги на длительный срок — 5–10 лет. Таким образом местным властям и ресурсникам, которые регулярно заявляют о том, что работают на грани рентабельности, хотят связать руки и запретить увеличивать тарифы для населения выше установленного предела. Как в таком случае изменятся суммы в платежках и станет ли процесс начисления платы более прозрачным? Независимые эксперты сомневаются в пользе стандартизации предоставляемых коммунальных услуг и выведения универсального «эталона».

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Эталонные тарифы, с одной стороны, призваны сократить разрыв в стоимости одних и тех же услуг у аналогичных поставщиков ресурсов. С другой стороны, пока непонятно, насколько корректно будут рассчитаны «эталоны» и будут ли учтены региональные особенности и отличия различных организаций, предоставляющих соответствующие услуги».

фото: АГН «Москва»

На поверку становись!

С сентября изменится методика фиксации данных о потреблении ресурсов, а также актуализация этих сведений. Сведения о проведенной поверке приборов учета сразу будут включать в единый госреестр. Бумажные же свидетельства будут носить дополнительный характер. Напомним, каждому потребителю после установки счетчиков необходимо следить за их корректной работой и состоянием. Во избежание неточности показаний или поломки устройства необходимо проводить специальную процедуру — поверку. По истечении срока, указанного в технической документации, также необходимо проводить поверку устройства. Коммунальные службы могут предупреждать о необходимости проведения процедуры заранее. Но возникает вопрос: снизит ли данная новация риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства? Ведь уже сейчас развелось немало аферистов, которые пудрят мозги одиноким старушкам, разводя их на приобретение более дорогих приборов учета.

Наталья Тарасова, адвокат: «Изменение порядка поверки счетчиков — положительное нововведение, так как это позволит сократить число случаев мошенничества, когда граждан принуждают к смене счетчиков под предлогом истечения срока их действия. Теперь потребители смогут ссылаться на запись в реестре Росстандарта. Если граждане будут знать точную дату следующей поверки счетчиков, то у мошенников будет меньше возможностей для обмана населения».

Единая платежка для всех услуг

Пока правительство не поддержало законопроект о единой квитанции за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Однако работа над единой жировкой продолжается — и эксперты не исключают, что законопроект о введении ЕПД может быть принят уже весной 2021 года.

Переход от нескольких платежных документов, которые получают жильцы сегодня, к одной жировке — идея, с одной стороны, здравая. Но с другой — остается слишком много вопросов, связанных с реализацией задумки. Одна случайно проскочившая неверная цифра может привести к серьезной путанице и к последующим переплатам за потребленные ресурсы. Минимизировать ошибки получится лишь в том случае, если водоканалы, теплоснабжающие организации, электроэнергетики, газовики соберутся в один пул и решат объединить платежи по всем коммунальным услугам в единый документ, который будет приходить к собственникам квартир, а напротив каждого ресурса в квитанции будет указан отдельный расчетный счет. Насколько реально такое единение — большой вопрос…

Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ: «Если потребитель, к примеру, в летний период не пользовался в своей квартире рядом услуг, так как проживал на даче, их можно не оплачивать. ЕПД упрощает решение подобной задачи. Но главная сложность заключается в техническом исполнении этого плана. В существующей редакции законопроекта ничего не сказано о том, кто будет выпускать единую платежку».

фото: АГН «Москва»

Счетчик с умом

На 2021 год запланировано массовое внедрение «умных» счетчиков электроэнергии. Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям. Первое время на такие устройства начнут заменять те счетчики, чей срок эксплуатации уже подошел к концу. Новостройки будут оснащаться интеллектуальной системой автоматически. Между тем стоят такие аппараты дороже, чем привычные устройства. По оценкам экспертов, цена на них стартует от 10 тыс. рублей. Итоговая стоимость зависит от фирмы-производителя.

Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра: «Тема потерь, которые несут энергокомпании, на слуху уже не первый год. После установки «умных» счетчиков у некоторых домохозяйств могут появиться новые издержки. Управляющие компании, скорее всего, при замене уже выработавших свои сроки счетчиков и установке новых захотят переложить свои затраты на плечи потребителей, что уже мы видели, и не раз. Однако в постепенном переходе на «умные» счетчики есть и положительные моменты. Они автоматизируют процессы снятия показаний и контроля потребления ресурсов как для рядовых потребителей, так и для организаций».

Банкам дадут по рукам

Некоторые коммунальные новации еще рассматриваются Госдумой, но поскольку они поддерживаются «Единой Россией» — практически наверняка обретут силу закона. В частности, депутаты планируют запретить банкам брать комиссию за платежи по ЖКХ. Выбрать, какой банк берет меньше комиссии, граждане могут и сейчас, хотя и мало кто из потребителей это в реальности мониторит: платят там, где привыкли. Между тем эксперты опасаются, что тотальный запрет приведет к тому, что банки будут брать еще большие комиссии с управляющих компаний, а те станут закладывать эти суммы в итоговые платежки. Такие нарушения ФАС уже выявляла, причем комиссии для управляющих компаний сферы ЖКХ доходили в ряде случаев до 7%, то есть явно имел место сговор УК и банка. Потребителям надо быть готовым к тому, что финансово-кредитные организации как-то компенсируют выпадающие от комиссий за ЖКХ доходы. Например, увеличат какие-нибудь совсем другие платежи: сделают на 100 руб. дороже обслуживание карт, или услугу sms-оповещения о платежах, или незаметно ухудшат условия по бонусным программам.

Вячеслав Максименко, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка»: «Подобные решения, как отмена комиссии при оплате ЖКХ, являются ощутимыми и значимыми для общества. Это нововведение может привести к незначительному повышению цен на ЖКУ, в большей степени потому что банки, которые вынуждены будут отказаться от практики взимания 0,5–2,0% от коммунальных платежей, пересмотрят размер взимаемых комиссий по другим операциям. Ясно, что банки так или иначе будут искать способы не работать за просто так. Текущая инициатива призвана в первую очередь устранить наиболее одиозные случаи, когда, например, из-за недобросовестной конкуренции клиенты управляющих компаний были вынуждены платить драконовские комиссии за социально-значимые ЖКХ, в том случае если оплата совершалась не через тот банк, с которым у УК было заключено партнерское соглашение».

* * *

Как следует из анализа, который «МК» провел с помощью экспертов, некоторые нововведения положительно скажутся на добросовестных плательщиках, другие же, напротив, могут привести к неразберихе в платежках и спровоцировать рост стоимости услуг ЖКХ. При любом раскладе все вышеназванные новации так или иначе отразятся на стоимости и качестве «коммуналки». Вероятнее всего, ориентироваться в платежках, отслеживать начисленные суммы и доказывать ошибки станет проще благодаря «умным» счетчикам и новому порядку поверки устройств. В то же время потребителям придется смириться с тем, что тарифы продолжат расти и подорожание будет значительно выше уровня прогнозируемой инфляции, так как создать единую платежку и уравнять всех под один «эталон» вряд ли удастся.

РЕЙТИНГ ПРОБЛЕМ В ЖКХ

( III КВАРТАЛ 2021 ГОДА)

— Неудовлетворительное состояние, содержание и текущий ремонт дома

— Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

— Управление домом

— Капитальный ремонт

— Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории

— Проблемы, возникающие в связи с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

— Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг

— Общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах

— Общее имущество в многоквартирном доме

— Проблемы с приборами учета

Источник: НП «ЖКХ Контроль»

В России изменятся квитанции ЖКХ. Спасут ли они от долгов и мошенников?

В ближайшем будущем Россия простится с тоннами коммунальной макулатуры, каждый месяц оседающей в почтовых ящиках: квитанции, которые некоторые получают по две-три, а кто-то и по десять штук, превратятся в одну бумажку. Закон о едином платежном документе с лета обсуждается в Госдуме и будет принят осенью — в этом не сомневаются ни инициаторы, ни их коллеги по парламенту. Новые квитанции придут в следующем году, но станут ли они панацеей от коммунальной неразберихи? И решат ли проблему многомиллиардных долгов?

Новая квитанция придет в следующем году, но избавит ли она от бардака с платежками?

Сдаем макулатуру

За первые месяцы 2021 года коммунальный долг россиян перевалил за 564,5 миллиарда рублей, из этой суммы 300 миллиардов задолжали собственники, которые платят за воду, газ, свет и отопление ресурсникам напрямую. Переход на прямые договоры с поставщиками узаконили в прошлом году: жильцы сами решают, отдавать деньги за «коммуналку» своей УК или рассчитываться за всё самим. Плюс от прямых договоров — вы знаете, на что и в каком количестве уходят ваши деньги, минус — вы каждый месяц получаете по несколько платежек.

— Когда стали приходить по несколько квитанций, жители стали оплачивать их избирательно: отопление или электричество — в первую очередь, а услуги управляющей компании — уже потом, — объясняет директор «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин.

Бардак с квитанциями стал одной из причин внесения в Госдуму законопроекта о едином платежном документе. Авторы — группа депутатов-единороссов — предложили собрать платежи ресурсникам и обслуживающим организациям воедино. По логике законодателей единый документ заставит собственников платить исправно. Еще один плюс — единый документ сэкономит не только время на платежи, но и стоимость самих квитанций.

Жильцы получают по одной квитанции от каждого поставщика, а вместе с этим — платежки от мошенников

— Стоимость выпуска одного платежного документа может достигать 10–15 рублей. При этом доставка каждого также составляет 6–8 рублей. В таком случае при получении десяти платежных документов стоимость только выпуска и доставки потребителю за один месяц может достигать 120 рублей, — говорится в пояснительной записке.

Еще один аргумент в пользу единых квитанций — борьба с мошенниками.

— Когда вам приходит десять квитанций, сложно убедиться, какая из них верная, какая — ложная, — рассуждает Илья Осипов, депутат Госдумы и один из авторов законопроекта. — Зачастую люди начинают просто саботировать оплату. Это приводит к тому, что страдают вообще все жильцы дома, страдает бизнес, который не может оказывать качественную услугу, сама система начинает рушиться. Поэтому в глобальном смысле задача одна: добиться оплаты, близкой к 100%, защитить интересы гражданина, сделать, чтобы это было удобно и доступно.

Как будет выглядеть единая квитанция

Закон вводит два новых определения: единый платежный документ (сама квитанция) и расчетный центр (компания, через которую будут проходить начисления). В платежном документе напротив каждой строки появится QR-код с информацией о расчетном счете поставщика. В новую квитанцию планируется включить оплату за все коммунальные услуги, в том числе вывоз мусора, а также за управление, содержание и текущий ремонт дома, взнос за капремонт.

Универсальная квитанция еще не разработана, но уже известно, какие строчки в ней будут

Если с услугами всё понятно, то кто будет играть роль расчетного центра — большой вопрос. Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительных документах к нему ничего об этой организации не сказано. Отсутствие информации порождает у участников рынка опасения: если РЦ станет новой федеральной структурой, она, по сути, станет монополистом. И сможет установить за свои услуги такой процент, который значительно повысит итоговую сумму в квитанции.

— За прием платежей всегда платят потребители, вопрос в проценте. Если появится монополия — только один расчетный центр — появится возможность манипуляции, — рассуждает Сотонин. — Другое дело — придумать структуру, которая будет собирать в единый реестр не платежи, а все расчеты и там у себя формировать единую квитанцию. А через кого и как платить — пусть собственники решают сами.

С директором «Лиги ЖКХ» согласен депутат Госдумы Дмитрий Ионин, который не сомневается, что расчетные центры превратятся в монополистов — при этом неважно, на каком уровне они будут организованы: федеральным центром или на местах.

— Единая квитанция — это очень удобно для потребителя, но посмотрите: в Свердловской области, например, есть расчетный центр, который представляет интересы газовиков, есть расчетный центр энергетиков. Если решат, что квитанцию будет выставлять кто-то из них, начнется вечная история: монополисты будут получать весомую часть денег, а остальные предприятия коммунального сектора — копить долги. Есть реальная угроза, что на местах будут договариваться, кто сильнее и влиятельнее, тот и будет собирать платежи. Это может сказаться на стабильности других предприятий, — отмечает депутат. — Пока что механика сбора платежей в законе не прописана. Квитанцию кто-то будет выставлять, определяться это будет на месте, а вот дальше, я думаю, все выстроятся в очередь. Потому что это бизнес достаточно прибыльный и это возможность манипулирования денежными потоками между контрагентами.

Новый расчетный центр будет посредником между жильцами и поставщиками. Но сколько он возьмет за свои услуги — не знают даже те, кто его придумал

Сейчас законопроект обсуждают в профильном комитете думы. Депутатам нужно определиться со статусом расчетных центров, а также с тем, что будет с традиционными квитанциями — желание перейти на прямые договоры никто не отменит, поэтому у собственника должен оставаться выбор, кому и как платить. Закон о едином платежном документе между тем уже получил положительный отзыв Правительства РФ и будет принят депутатами до конца осенней сессии.

А вы как хотите получать квитанции за «коммуналку»?

Авторизируйтесь, чтобы проголосоватьОпрос завершенВы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.

  • Одну за всё
  • От каждого поставщика

К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования

Одним из главных вопросов ЖКХ в уходящем году остается повышение коммунальных тарифов — практика последних лет показывает, что цены на газ, воду, свет и прочие блага человечества будут расти, вопрос лишь в том, сколько раз и на сколько? В 2021 году, напомним, тарифы ЖКУ поднимали дважды: внепланово 1 января и традиционно 1 июля. В среднем по стране стоимость услуг выросла на 4,1 процента. В 2021-м двухэтапного повышения не будет — по крайней мере, ресурсники о ней не просят, а депутаты не планируют поднимать этот вопрос на своих заседаниях. Почему — мы подробно разбирались в этой истории.

Фото: Ирина Шарова / 72.RU, Артём Устюжанин / E1.RU, Александра Савельева / 76.RU, Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: